80 лет назад, жарким летом 1941 года, был основан 402-й истребительно-авиационный полк особого назначения, боевой путь которого запечатлен в легендарном фильме «В бой идут одни старики».
ЛЕЙТЕНАНТ ОСОБОГО ПОЛКА
Война началась для Красной армии с тяжелейших поражений. За два дня фашистская авиация смела соединения военно-вооруженных сил приграничных округов. Тогда в Кремле было принято решение создать авиаполки особого назначения, куда вошли 303 человека из числа лучших летчиков, штурманов, инженеров, техников и механиков. Особые полки, получив номера 401-й и 402-й, убыли на фронт.
402-й прибыл на аэродром Идрица Псковской области. Первый боевой вылет выполнили 2 июля 1941 г. Противник не ожидал появления истребителей и был обескуражен. В течение первой недели пять вражеских самолетов уничтожил старший лейтенант Михаил Чуносов, запомните это имя. Один из самых результативных летчиков войны, если считать число сбитых вражеских самолетов на количество боевых вылетов.
Он родился в 1912 году в селе Ярлуково Липецкой области. Окончил сельскую школу, а в 1937-м — военно-авиационную школу пилотов в Энгельсе Саратовской области. С 1940-го работал летчиком-испытателем в Научно-исследовательском институте военно-воздушных сил в подмосковном Монине. К началу войны ему исполнилось всего 29 лет, с супругой Марией они растили сына Валерия и дочь Римму. С 25 июня 1941-го старший лейтенант Чуносов находился на фронте в составе 402-го особого полка.
15 августа 1941-го немцы взяли Новгород. Единственной переправой, по которой остатки наших войск и мирного населения могли покинуть город, был мост через реку Волхов. Его прикрывали от вражеских бомбардировщиков летчики 402-го. Чуносов из очередного вылета не вернулся. Позже от наземных войск поступило сообщение: отвлек на себя четыре вражеских истребителя и был сбит. Через много лет старожилы деревни Божонки Новгородской области, помнившие войну, рассказывали, что видели бой в небе и падавший самолет.
402-й истребительно-авиационный полк занимает первое место по числу уничтоженных самолетов противника среди истребительных полков в первые месяцы войны. 6 января 1942 г. из-за отсутствия исправных самолетов 402-й перебазировали на аэродром Выползово, где занялись ремонтом техники. Удалось восстановить несколько самолетов. Начались самостоятельные вылеты молодых летчиков, прибывших из запасных авиаполков. Большинство не имели боевой практики. Именно эти события и описаны в фильме «В бой идут одни старики». Позже 402-й воевал на Северном Кавказе и Южной Украине, освобождал Севастополь, Белоруссию, дошел до Берлина… За время войны в 13 511 боевом вылете летчиками полка уничтожено 810 самолетов противника. 81 пилот, 6 инженеров и техников погибли.
Останки Михаила Чуносова были обнаружены лишь спустя полвека — 9 октября 1995-го поисковиками отряда «Звезда» Новгородской области (г. Боровичи). Незахороненный, прикрытый только парашютом, в восьми метрах от воронки, оставшейся после падения МиГа.
— Удалось найти родственников летчика. И 24 июня 1996-го останки Михаила Егоровича перезахоронили на городском кладбище Липецка — его родного города, — рассказал «МН» командир поискового отряда Алексей Степанов. — Внук, названный в честь деда Михаилом, со слезами рассказывал, как искали через военные архивы и не могли найти место гибели. В 1941-м, оказалось, жена и дети не получили даже похоронки. Было только короткое извещение: «пропал без вести». К слову, незадолго до гибели командование полка представило лейтенанта Чуносова к ордену Ленина. Но заслуженную награду герой получить не успел.
НА РОДНОЙ ПОГОСТ
— Работая в военных архивах, мы восстановили практически ежедневную хронику событий от 22 июня до даты гибели старшего лейтенанта Чуносова 16 августа 1941 года, — говорит ветеран поискового движения Елена Кочетова. — Из материалов видим: героизм летчиков — не пустые слова. Они были профессионалами своего дела, не струсили перед фашистской армадой. Огромное горе, что такие асы, как Михаил Чуносов, погибли в первые же месяцы войны.
— Впервые я приехала в лес для участия в поисковой экспедиции в Новгородской области в августе 1990-го, — продолжает Елена. — Трагедия Второй ударной армии, почти полностью погибшей на новгородской земле, потрясла меня. Я не могла понять, как бойцы могут считаться пропавшими без вести: ведь вот же они — лежат по воронкам и незаметным окопчикам, и кто-то даже с медальоном. Поднимая солдат, мы берем ответственность за их судьбу. Мы — их похоронная команда, которая пришла только через 50 — 80 лет… Нам выпал шанс вернуть их имена из безвременья и безвестия, дать возможность вернуться бойцам домой — упокоиться на родном погосте.
— 80 лет прошло с начала войны и больше 30 — поисковому движению. Неужели до сих пор поисковики находят останки солдат?
— Да. Не так много, как 30 лет назад. Но даже в хоженых-перехоженных местах каждый год находим новые останки. Надо не просто рассказывать молодым людям о войне, — убеждена Елена Кочетова, — надо дать ее «потрогать». Побывав на местах боев нашей армии, пропустить через душу, задуматься о солдатской судьбе… Очень меняется мировоззрение, начинаешь осознавать истинную цену жизни, смерти, поступков и слов.
Источник: