Скажите, часто ли вы в своей жизни смотрите соревнования по стрельбе из лука? Тхэквондо? Академической гребле? Я плюс-минус никогда.
Да и гандбол с волейболом, дзюдо и спортивную гимнастику тоже очень-очень редко. Но бывает время раз в четыре года, а теперь получилось раз в пять, когда мы и смотрим, и болеем, и радуемся.
Из-за разницы во времени прямые эфиры начинались рано поутру. Приходилось поволноваться. Комментатор Губерниев, сопровождая «золотой» заплыв нашего Рылова, орал так, что казалось, его вот-вот разорвет на крохотные кусочки или по меньшей мере хватит инфаркт: «Американец не догоняет! Это Рылов! Это Россия! Рылов! Россия!»
Но если хотелось обойтись без валидола, в послеобеденное время можно было смотреть Олимпиаду в записи. Если то или иное состязание показывали (особенно на Первом канале), значит, наши, скорее всего, взяли в нем верх. Даже когда волейболисты от китайцев на шесть очков отставали, я не сомневался: победа будет за нами.
Конечно, Олимпиада сильно послужила возгонке патриотизма. По мне, его бы лучше, конечно, возгонять высокими пенсиями, ровными автострадами и качественной медициной. Но почему бы не порадоваться за отечество и через героев спорта? Вначале думалось: совсем не будет ощущения праздника — трибуны пустые, у нас ни флага, ни герба, ни гимна, ни даже названия страны, вместо него какой-то ROC (по-английски) или ОКР (по-русски). Но потом пообвыклись. На третий-четвертый день канал «Матч ТВ» стал заменять аббревиатуру ОКР, многим непонятную, простым словом «наши». Так и писали: золотая медаль в миксте — Павлюченкова и Рублев, а в скобочках — наши. Или медальный зачет: на первом месте — Китай, на втором — США, после — наши.
Да и Первый концерт для фортепьяно с оркестром нашего Петра Ильича (в переложении Дениса Мацуева) звучал на награждениях настолько мощно и естественно в роли гимна страны, что, грешным делом, подумалось: а может, им на постоянной основе музыку Александрова и стихи Михалкова заменить? А то в нашем многострадальном, трижды перелицованном, действующем гимне все равно ведь те, кому за 80, слышат слова про Сталина, а тем, кому за 40, чудится в нем давно прошедшие и отмененные «Ленин» и «Союз нерушимый». То ли дело Чайковский: чистый, яркий, вдохновенный музыкальный порыв. И никаких отсылок, аллюзий и контаминаций к противоречивой и многострадальной российской истории ХХ века.
Источник: