Историко-художественный музей в этом древнем подмосковном городе стал местом паломничества, помимо любителей живописи и истории, современных… бизнес-леди.
БЫВШИЙ КРЕПОСТНОЙ КУПИЛ ФАБРИКУ
До революции 1917-го Серпухов был городом промышленным. Успешно работали несколько крупных заводов и фабрик. Часть из них принадлежала семейству Мараевых. Василий Афанасьевич происходил из крепостных графов Орловых — фаворитов Екатерины Великой. Они отличались передовыми идеями, считали, что негоже приличным людям живыми крепостными владеть. Так что всем крестьянам своим дали вольные. Василий Мараев сумел сколотить состояние и приобрел бумаготкацкую фабрику, а чуть позже — ситценабивное производство.
Старший сын Василия — Мефодий — женился довольно поздно — под 40 лет — на Анне Волковой, дочери мелкого купца из Калужской губернии. Родились восемь детей — четыре мальчика и столько же девочек.
В 1881 году умирает Василий, а годом позже и Мефодий. Больше взрослых мужчин в семье нет. Так что все заботы ложатся на плечи 37-летней Анны. Да еще подает в суд двоюродный брат покойного мужа — Филипп Фролович!
Дело в том, что Мараевы были старообрядцами. В Господа верили и в церкви бывали, а вот венчания не признавали. А по законам того времени брак без венчания могли объявить недействительным, а детей — незаконнорожденными. Этим и попытался воспользоваться коварный кузен, с тем чтобы забрать все огромное имущество семьи…
По миру могла пойти Анна Васильевна вместе с детьми малыми! Ее защитником и добрым ангелом стал столичный адвокат Юрий с фамилией почти волшебной — Мерлин. Судебное разбирательство длилось несколько лет. В конце концов брак Анны Мараевой с Мефодием Мараевым признали законным, детей — тоже. Имущество оставили за семейством.
Потеря мужа, суды, необходимость самой принимать решения закалили характер Анны. Она лихо, по-мужски вела все производственные дела. Что было нонсенсом в конце XIX и начале XX века — правила предписывали женщине заниматься детьми и домом, уж точно не фабриками руководить! Именно Анна Мараева первой сломала этот стереотип, личным примером доказав, что и слабому полу подвластно многое.
К 1897 году на одной только ткацкой фабрике Мараевой трудились около 800 рабочих. Мараевские ситцы пользовались огромным успехом во всей России. Анна Васильевна перестроила и значительно расширила фамильный особняк. Строительство велось по проекту академика Императорской Академии художеств Романа Клейна, автора многих зданий в Москве, признанных памятниками архитектуры.
ГОРОД РЫДАЛ…
Мараевой удалось собрать уникальную коллекцию живописи.
Среди сотрудников своих предприятий Мараева пользовалась огромным уважением и любовью. Вводила невиданные в ту пору правила! Например, бесплатные завтраки и обеды рабочим. Людям, получившим травму, выплачивала ежемесячные компенсации до момента полного выздоровления. Также помогала беременным женщинам. На большие церковные праздники дарила служащим подарки. Представляете общее число всех мараевских сотрудников, если на одной ткацкой трудились более 800, а фабрик было несколько! И никого Анна Васильевна не оставляла без внимания. Уникальный случай! А на Рождество устраивала праздничные елки для детей рабочих.
В Первую мировую войну в мараевском особняке разместился военный госпиталь, где сестрами милосердия работали три дочери Мараевой. Четвертая, Анфиса, к сожалению, ушла из жизни совсем юной — неудачно упала с лошади. В память о ней и на средства, предназначавшиеся для ее приданого, Анна Васильевна выстроила Покровский храм рядом с особняком.
В революцию 1917-го и дом, и фабрики были экспроприированы. В 1919-м здесь разместились штаб Южного фронта, Реввоенсовет и ставка командования Красной армии. В бывшем кабинете хозяйки на втором этаже с октября по декабрь 1919-го жил лично товарищ Сталин.
Анна Мараева уехала жить к дальним родственникам. В 1928 году в возрасте 83 лет умерла. Отпевали в Покровском храме. Том самом, выстроенном в память о юной и безвременно ушедшей Анфисе. Хоронить Анну Васильевну решили в семейном некрополе на Преображенском кладбище Москвы. Так вот, гроб с телом Мараевой от Покровского храма до железнодорожного вокзала в Серпухове рабочие несли на руках. Почти весь город собрался проститься, многие рыдали.
По-разному сложились судьбы потомков Мараевых. Многие мужчины погибли в войнах, которые бушевали почти весь трагический ХХ век. Одна из дочерей, Ольга, по ложному доносу провела 10 лет в лагере для врагов народа на Соловках. Вернувшись в родной Серпухов, жила при храме. Фабрики и заводы Мараевых функционировали весь прошлый век, некоторые работают и сейчас.
Выстояли особняк и Покровский храм. Сейчас это историко-художественный музей. Среди экспонатов есть даже подлинники Саврасова и Шишкина. Проходят выставки, экскурсии, фестивали.
Осталось добавить, что особняк любят посещать бизнес-леди. Все-таки Мараева — одна из первых представительниц деловых женщин императорской России! Есть примета: если перед портретом хозяйки на втором этаже загадать желание, оно сбудется. Но желание должно касаться именно успеха в бизнесе.
Еще, говорят, охранники особняка неоднократно по ночам наблюдали привидение — девушку в белом. Считается, что это Анфиса, которая стала ангелом-хранителем фамильных стен и уникального художественного наследия Мараевых.
Источник: