Часто вместо того чтобы защищать интересы детей-сирот, чиновники защищают бюджет от сирот.
Заселять их в «убитые» дома и дешевые квартиры, в которых невозможно жить, стало трендом последних нескольких лет.
В России еще в 1996 году принят закон, который обязывает государство предоставлять жилье детям-сиротам старше 18 лет. Хороший закон. Одна беда — не исполняется. Если в 90-е многих выпускников детдомов просто обкрадывали, выдавая небольшие суммы вместо квартир или заставляя писать отказные от жилплощади, в наше время — это уже редкость. Зато теперь чиновники в регионах, похоже, решили посоревноваться, кто из них построит для бывших детдомовцев жилье похуже да подешевле и отчитается перед федеральным центром о сокращении сиротской очереди.
И НЕТ ЭТОЙ ОЧЕРЕДИ КОНЦА
Если бы так называемый детдомовский закон исполнялся, число детей, нуждающихся в постоянной жилплощади, стремилось бы к нулю. Однако на начало 2020 года таких насчитывалось 191 тысяча человек, а еще годом ранее — 175 тысяч.
По данным Счетной палаты, общая численность сирот, стоящих на учете на получение квартир, за последние пять лет выросла почти на 50 тысяч. Многие выходцы детдомов вынуждены через суд напоминать властям о своем праве на жилье, но, даже выиграв дела, годами ждут своих квадратных метров.
В среднем срок ожидания квартир составляет семь лет, в отдельных регионах превышает 20 лет. В России, как выяснила Cчетная палата, на начало прошлого года 83% сирот, которые имеют право на квартиры от государства, бездомные.
Катастрофически низкие темпы предоставления квартир напрямую связаны с финансированием. Федеральный центр регулярно выделяет на это субсидии, но они составляют 20-25% от необходимого для покупки жилья. Большую часть денег приходится изыскивать в местных кубышках, а объемы большинства из них так себе.
К примеру, если Москва с ее огромным бюджетом может себе позволить строить квартиры для сирот или покупать их у застройщиков и не создавать очередь из выпускников детдомов старше 18 лет, то небогатые регионы вынуждены крутиться как уж на сковородке, чтобы не получить нагоняй за неисполнение детдомовского закона. Правда, даже в этой ситуации многие умудряются крутиться в основном с выгодой для себя.
Как признают Генеральная прокуратура и Следственный комитет, взявшие на особый контроль ситуацию с предоставлением жилплощади молодым людям, оставшимся без родителей, средства, предназначенные на покупку для них квартир, часто расходуются неэффективно и незаконно.
БЕРИ ЧТО ЕСТЬ – И РАДУЙСЯ
В Воронежской области, например, пока не вмешались надзорные органы, тендеры на покупку жилья для сирот признавались несостоявшимися только потому, что цены на «квадраты» предлагались намного ниже рыночных и строительные компании просто отказывались от участия в торгах. Чиновников это не смущало — они раз за разом назначали новые тендеры на заведомо нереальных условиях и констатировали: ничего не выходит. Следственный комитет возбудил против сотрудников департамента соцзащиты уголовное дело о халатности, и — о чудо! — делопроизводство оживилось, а для сирот в короткие сроки было приобретено 130 квартир.
В других регионах, увы, еще хуже. Где-то чиновники, не смущаясь, выделяют просто непригодные для жилья квартиры. Где-то жестко экономят на материалах, где-то выделяют место под застройку домов в непригодных для этого условиях… «Сиротам и такое сойдет, пусть радуются тому, что им дали» — примерно так рассуждают руководители муниципалитетов.
Детдомовским терпеть — не привыкать, и редко кто из них идет искать правды. Эта беззащитность становится непреодолимой силой, которая провоцирует должностные лица на коррупцию. Только и надзорные органы не сидят сложа руки: проворачивать наглые аферы с квартирами для сирот вороватым чиновникам все сложнее. Хотя даже прокуратуры и Следственный комитет вынуждены признать: непорядочность чиновников приобретает все более угрожающие масштабы.
КТО ВО ЧТО ГОРАЗД…
В Ачинске Красноярского края сирот заселили в квартиры с вентиляцией в виде муляжа и без отопления в отдельных комнатах. «Благоустроенные» квартиры обошлись администрации района в 6,6 млн рублей.
Администрация Усть-Майского улуса (Якутия) предоставила 12 сиротам жилье в аварийном доме, грозившем рухнуть в любой момент. Возбуждено уголовное дело.
Глава Усть-Лабинского района Краснодарского края за 9,4 млн рублей купил для десяти сирот жилье в бывших тюремных бараках. В Сочи сироты два года прожили в новостройке, которая оказалась не подключена к отоплению и канализации, а вода и электричество были подведены незаконно, и городские службы угрожали их отключить. В Краснодаре 100 сирот получили ключи от квартир с кривыми потолками и трещинами в стенах. Видимо, другие жильцы отказались от покупки такого брака и его подсунули выпускникам детдомов.
В Калужской области сирот заселили в новостройку без воды, с протекающей крышей, плесенью на стенах и хлипким фундаментом. За такой дом управление капстроительства области заплатило подрядчику 37,5 млн рублей.
Уголовное дело по факту предоставления некачественного жилья 12 бывшим воспитанникам интерната было заведено в Ардатове Нижегородской области. В домах, больше похожих на южные летние домики, не было вытяжек, зато процветала плесень. Обои строители прикрепили к сырому бетону… степлером, а вода с крыши в одной из квартир стекала прямо по электрическим проводам. В администрации района за это «добро» заплатили застройщику 13 млн рублей, а потом еще свалили вину на детей-сирот, которые якобы не появлялись в квартирах и не проветривали их. Еще одно уголовное дело возбуждено в нижегородском Воротынце. Там, по версии следствия, должностные лица из администрации передали восьми детям-сиротам квартиры, зная, что дом построен с нарушениями: из-за подземных вод дом поплыл, в квартирах сыро, потолки текут, стены в трещинах, окна и двери вылезли из своих ниш.
На аварийные условия проживания жалуются выпускники детдомов в Верещагине, Соликамске и Перми. В новые, но при этом аварийные дома сирот заселили в Пскове, Верхнеуральске, Хабаровске, Симферополе, Карталинском районе Челябинской области, Нытвенском районе Пермского края…
РЕШАТЬ ПРОБЛЕМУ, А НЕ ДЕЛАТЬ ВИД
Наиболее хитроумные представители органов исполнительной власти стараются не показывать сиротам квартиры, пока те не подпишут договор, а как только получают бумагу с заветной фразой «замечаний не имею», умывают руки. С этого момента все недоделки становятся проблемами новоселов. Им только через суд — и то не всегда — удается доказать, что не они довели полученные квартиры до плачевного, мягко говоря, состояния и что они такими и были.
Сироты зачастую не умеют общаться с чиновниками, хотя некоторые из них все чаще понимают, что обращение в общественные организации или прокуратуру может им помочь. Тем не менее многие так и продолжают жить в жутких условиях, пока СМИ или общественники не предадут ситуацию гласности, а надзорные органы не отреагируют на сигнал.
…В конце 2019 года тогдашний глава правительства Дмитрий Медведев поручил до 2025 года обеспечить жильем детей-сирот и ликвидировать квартирную задолженность перед ними. Но если чиновники и дальше собираются решать эту проблему подлогами, воровством и обманом, может, им лучше вообще ничего не делать? Так, наверное, честнее будет.
Источник: