Увлечение лотереями — своего рода болезнь.
Определенная психологическая зависимость. А между тем всем прекрасно известно, что в азартных играх только один победитель: владелец казино, лотереи или организатор «беспроигрышных» розыгрышей. Шансы человека разбогатеть таким способом стремятся к нулю.
Кто из нас не мечтал внезапно разбогатеть, купив счастливый лотерейный билетик? А насколько реальны шансы выиграть приличную сумму?
Хотя прошло больше года, многие помнят скандальную историю с самым крупным выигрышем в современной истории России. Подмосковная пенсионерка Надежда Бартош в новогодней лотерее — 2020 выиграла невероятную сумму — 1 миллиард рублей.
Правда, оказалась она не простой пенсионеркой, а бизнесвумен, владелицей рыбного бизнеса. Многие заподозрили тогда, что таким образом «Столото» сделало попытку отмыть миллиард рублей. Некоторые СМИ раскопали личную связь между владельцем «Столото» Арменом Саркисяном и новоявленной миллиардершей. Впрочем, доказательств тому так и не было представлено, зато благодаря шуму в СМИ «Столото» приобрело еще большую популярность. Вместо разоблачения получилась реклама.
«Когда случается редкое событие, то именно в силу его редкости о нем очень широко сообщают СМИ, и людям начинает казаться, что это событие, хотя оно уникальное, но находится где-то рядом, оно доступно, может случиться с каждым. Это и есть каскад доступности», — говорит кандидат психологических наук Александр Невеев.
Проиллюстрируем это утверждение простыми расчетами. Если взять за пример популярную лотерею «6 из 49», в которой нужно угадать шесть цифр в диапазоне от 1 до 49, то вероятность выигрыша составляет 1 из 13 миллионов 983 тысяч 816. Вот как получается эта цифра.
Первый выпавший из лототрона номер имеет шансы 1 к 49. В лототроне остается 48 номеров, и шанс со вторым номером — 1 из 48. То есть шанс выигрыша рассчитывается как 49х48х47х46х45х44, что равняется 10 миллиардам 68 миллионам 347 тысячам 520 вариантам.
Однако в лотерее «6 из 49» нужно угадать не порядок чисел, а просто все шесть выпавших номеров. Это существенно повышает шансы, но обольщаться не следует. Перемножив все шесть позиций номеров (6х5х4х3х2х1), получаем 720 вариантов. Реальные шансы на выпадение искомых 6 номеров из лототрона рассчитываются как 10 миллиардов 68 миллионов 347 тысяч 520 вариантов, разделенных на 720 комбинаций. Получаем то самое: 13 миллионов 983 тысячи 816. И только один из них — выигрышный (напомним, речь идет о джекпоте).
А как же заявление, что в «Столото» выигрывает каждый второй билет? Этим обещанием заманивает игроков популярный актер Михаил Пореченков, ставший уже лицом бренда. Ложь? Нет, не ложь, а маленькое лукавство. Дело в том, что в лотереях «Столото» предусматривается множество утешительных призов, к примеру, по 100 рублей. Причем, как правило, такие призы выдаются не деньгами, а новыми лотерейными билетами. Тем самым человека все плотнее захватывает паутина «Столото».
Люди нередко подсаживаются на игру: в призрачной попытке повысить свои шансы покупают сотни билетов, гадают на картах, применяют сомнительные математические расчеты или даже прибегают к помощи «потомственных магов» и экстрасенсов. Граждане продолжают верить в чудо, хотя шансы, что оно случится именно с ними, стремятся к нулю…
ПОЛВЕКА В ИГРЕ
Первый тираж легендарной советской лотереи «Спортлото» состоялся в московском Доме журналиста 20 октября 1970 года. Эту дату в современном «Столото» считают днем рождения своего бренда, хотя компания была зарегистрирована только в 2012 году.
В первом советском тираже «Спортлото» играли всего 1,5 миллиона билетов, а самый крупный выигрыш — 5 тысяч рублей — достался москвичке, инженеру-экономисту. Тогда это были колоссальные деньги. На них можно было купить кооперативную «однушку» или автомобиль «москвич».
Лотерея быстро обрела популярность. В начале 80-х годов прошлого века разыгрывалось 10 миллионов билетов, а в конце десятилетия — рекордные 30 миллионов. По подсчетам экспертов, в лотерее участвовали 70% советских семей, а сам бренд «Спортлото» был увековечен в комедии Леонида Гайдая «Спортлото-82».
В отличие от своего «почти тезки», «Столото» не лотерея, а крупнейший оператор 27 государственных лотерей, в том числе «Русского лото», «Золотой подковы», «6 из 36», «Гослото», «Жилищной лотереи», а также моментальных лотерей «Рапидо», «Джокер» и ряда других. Бренд «Столото» принадлежит частной компании, АО «ТК «Центр», входящей в холдинг S8 Capital бизнесмена Армена Саркисяна. Однако организаторами самих лотерей являются Минфин и Минспорта России, а деятельность лотерей регулируется Федеральным законом от 11.11.2003 №138-ФЗ «О лотереях».
По этому закону размер призового фонда лотереи по отношению к выручке от розыгрыша должен составлять не менее 50%. То есть минимум половину от заработанного лотерея обязана разыгрывать. Еще 10% от разницы между выручкой и призовым фондом отходит государству. Встает закономерный вопрос: куда компания тратит оставшиеся деньги? Если взять за основу 60 миллиардов рублей выручки в 2020 году, то 30 миллиардов компания разыграла (те самые 50%), а 3 миллиарда отдала государству (10% от разницы между выручкой и фондом). В итоге у нее осталось еще 27 миллиардов рублей. Как пояснил «Миру новостей» представитель «Столото», львиная доля доходов компании уходит на маркетинг и рекламу, разработку и поддержку сложнейшей IT-инфраструктуры, аренду и содержание офисных и складских помещений, производство и логистику билетов и купонов, комиссионные вознаграждения распространителям.
Таким образом, покупая билет лотереи «Столото» за 100 рублей, вы 50 рублей отдаете в призовой фонд, 10 скромных рублей — в бюджет государства на развитие спорта и впечатляющие 40 рублей — владельцам и акционерам лотерейного бизнеса…
На продвижении бренда компания «Столото» действительно не экономит. Призывы участвовать в лотереях с обещанием быстрых и больших денег звучат, как говорится, из каждого утюга. Сеть распространителей растет стремительно, как паутина трудолюбивого паука. По итогам 2020 года общее число точек продаж лотерейных билетов превысило 100 тысяч. Предмет особой гордости лотерейщиков — размещение билетов в сети магазинов «Магнит». Кроме того, на верность «Столото» «присягнули» «Бристоль», «Красное и Белое» и ряд других сетевых ретейлеров, в частности «Лента», «Глобус», «Ашан», «Пятерочка».
В результате такого беспрецедентно агрессивного продвижения бренда число участников выросло практически на порядок. Если в 2014 году билеты приобретали только 4% российских семей, то в 2020-м их стало уже 27%…
ПОД КАЛПАКОМ У ЛОТЕРЕИ
Каждый год компания GfK проводит для «Столото» большое социологическое исследование.
Согласно последним данным, среднестатистический офлайн-участник (то есть лично посетивший точку продажи лотерей) покупает билеты раз в месяц и тратит около 300 рублей. Он семейный человек 40-45 лет, имеет детей. Примерно 60% офлайн-клиентов — мужчины.
Однако для «Столото» этих сведений недостаточно. Компания взяла курс на персонализацию данных, чтобы рассылать свою рекламу более адресно, а точнее — более агрессивно. Теперь – внимание! — остановимся на вопросах, что знает о нас «Столото» и что еще хочет узнать. В статье «Найти подход к каждому: как «Столото» взаимодействует с 30 миллионами клиентов», размещенной на портале VC.ru (https://vc.ru/stoloto/105580-personilazation), компания честно признается: «Данные о клиентах — один из главных активов «Столото», на их основе строятся многие бизнес-процессы». Также честно, на голубом глазу, компания сообщает, что ведет слежку за своими клиентами и имеет доступ к следующей информации:
-
персональные и контактные данные. Люди оставляют их при регистрации;
транзакционный блок, куда входит информация о покупках, совершенных данным участником;
поведенческий блок (какие страницы посещают пользователи, на какое время там задерживаются);
коммуникационный блок (как пользователи реагируют на рекламные сообщения).
Так что, если вы решили попытать удачу, но не хотите оказаться под колпаком «Столото», выбирайте билеты, которые не требуют регистрации. А вот совет «играть — не играть» дать мы не можем. Это личное дело каждого.
Источник: