Нынешний, юбилейный Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске» — одно из немногих событий такого масштаба, который в условиях продолжающийся пандемии короновируса все равно решено провести в офлайн – режиме.
На вопросы обозревателя МН ответил директор фестиваля «Славянский базар в Витебске» Глеб Лапицкий.
- В чём особенности нынешнего, юбилейного фестиваля «Славянский базар»?
-Я всегда очень осторожно отношусь к вопросу об особенностях фестиваля, чтобы не выпячивать что-то одно, и чтобы зрители не отожествляли фестиваль только с летним амфитеатром.
Когда всё начиналась 30 лет назад на всплеске развития ивент индустрии (индустрия организации мероприятий), многое для нас было в новинку. Важно, чтобы то, что делал первооткрыватель нашего фестиваля Родион Михайлович Басс, не разбилось, не разломалось, а сохранялось и приумножалось. Ведь не зря говорят: — «То, что есть – не храним, потерявши плачем.
Когда некоторые скептики утверждают, что формат фестиваля уже не тот, у меня создается впечатление, что они, кроме огульной критики ничего путного сказать не могут. Но мы прислушиваемся и к таким эмоциональным всплескам. Тем более, что «Славянский базар» идет вперед. Его нужно развивать и сохранять, беречь и лелеять как любимое дитя. Иногда баловать, иногда быть строгим. И тридцатый юбилейный в этом не станет исключением.
На каждой площадке фестиваля благодарного зрителя ожидает какая-то своя изюминка, большие сборные программы. У нас много интересных программ: джазовая программа, танцевальный фестиваль, фестиваль красок. Будут концерты Хора Турецкого, Ярослава Самушевского, Николая Носкова, оркестра под управлением Михаила Финберга, ансамбля «Кабардинка» и Черима Нахушева. Эту огромную палитру дополнят театральные программы двух наших белорусских театров и «Театра на Юго-Западе». Будет открыта выставка, посвященная Сергея Есенину. Пройдут выставки и нашего краеведческого музея и музея искусств.
- С какими трудностями вам пришлось столкнуться при проведении фестиваля? Остались они до сих пор, или их полностью удалось разрешить?
— Второй год мы проводим фестиваль в условиях пандемии. Это самый главный и сложный вопрос. Пришлось изучать множество санитарных норм и правил. Также логистический вопрос перевозки людей и грузов оказался очень сложным. Но мы решаем его вместе с республиканским оргкомитетом, правительствами Республики Беларусь и других стран. В наше время стало много политизированности, а у нас яркий пример культурной дипломатии, сохранения и приумножения контактов. А когда между артистом и зрителем налаживается позитивный коннект, этот позитив передаётся зрителю и помогает легче пережить психологически трудное время.
- Известно, что некоторые артисты из России несколько раз меняли своё решение по поводу приезда на фестиваль…Как вы к этому относитесь?
-То, что касается изменения решения некоторых приглашённых артистов об участии в нашем фестивале – вопрос давно обсуждаемый, в том числе, и в широких кругах. Поэтому не хотелось бы заострять на нём внимание. Пусть ответственность за принятые решения останется на совести этих артистов, а также тех людях и бот-фермах, которые оказывали на них давление.
В культуре должны оставаться те, кто живет культурой, а не заглядывается на трибуны политических игр. Уверен, что наш фестиваль станет подтверждением этому. Важно, чтобы люди разбирались в том, в чём умеют разбираться. Это дело вкуса, совести и чести!
- За последний год ситуация в вашей стране, как и психология жителей , сильно изменилась. Многие стали жёстче, выросла ответственность за себя и свои семьи. Как эти факторы учитывались при подготовке к фестивалю?
— Мы понимаем, что живем в непростое время. Люди болеют, уходят от нас… Но, трудности закаляют, дают возможность раскрыться истинному, отойти наигранному и несправедливому.
Мы делаем фестиваль, чтобы у людей появилась возможность где-то погрустить под любимую песню, а где-то порадоваться новым хитам…
— С кем из известных артистов из России вам пришлось общаться лично, и какие самые железобетонные аргументы по участию в фестивале вы приводили?
— Лично общаемся со многими артистами, в том числе из России. Часто получаем критику, что, вот мол, одни российские артисты и приезжают! Не одни. Представители около тридцати стран в тридцатом фестивале!
Белорусский медиарынок сейчас открыт так, что мы чаще слушаем наших, белорусских артистов, российских и украинских. Тех, кто находится с нами в одной медиазоне, чаще выступают по телевидению, на радио, заходят в соцсети. Безусловно, есть меломаны, которые слушают иностранную, западную музыку, но их не такое большое количество.
Самым железобетонным аргументом для участия или неучастия является желание самого артиста. И если его нет, то никакие аргументы не помогут. Зачем уговаривать? Мы делаем предложение, конечно же обговариваем все необходимые финансовые, технические, райдерные вопросы. Ведь государство производит только фундаментальные вложения в организацию, а коммерческие проекты только по системе окупаемости. Поэтому мы вынуждены просчитывать их экономическую эффективность.
Есть целая плеяда артистов, давних друзей, которые в своей жизненной книге отвели целые страницы «Славянскому базару», за что наш фестиваль и витебская публика им очень благодарна, и мы приглашаем их на особых условиях.
— Что бы вы пожелали себе, чтобы фестиваль особенно запомнился его участникам и зрителям?
— Фестивалю я пожелаю оставаться в андеграунде, потому что ему нелегко. Но я уверен, что фестиваль выстоит, и те трудности, которые пришлись на время юбилея фестиваля его закалят.
Источник: