Социальная сфера в нашем отечестве переполнена негативом.
Выступавшая недавно на заседании Совета Федерации заместитель министра труда и социальной защиты Ольга Баталина попыталась хоть чем-то порадовать сенаторов, бодро сообщив им, что за последние пять лет «уровень пенсионного обеспечения увеличился более чем на 3 тысячи рублей».
Аплодисментов, правда, не последовало. И даже стремление зампреда правления ПФР Сергея Чиркова добавить оптимизма заявлением о «существенном повышении уровня пенсий выше уровня инфляции» оптимизма не добавило. Поскольку что нынче такое три тысячи рублей? Пару раз скромно в магазин сходить?!
Со слов той же О. Баталиной, средний размер пенсии по России на 1 января 2021 года составил 15 744 рубля. Соответственно, пять лет назад средняя пенсия была 12,5 тыс. рублей. Эксперты не поленились подсчитать, что цены на большинство продуктов повседневного спроса — хлеб, картофель, курицу, макароны, не говоря уже об овощах, — были тогда гораздо ниже, чем сегодня. И купить еды на ту среднюю пенсию можно было намного больше, чем на нынешнюю. О тарифах ЖКХ, куда улетает нынче до трети пенсий, даже упоминать стыдно.
Речи о тяжелом положении пенсионеров в богатой России ведутся лет тридцать, и начались они сразу же после начала «демократических» перемен. Поневоле задумаешься: почему в советские времена государство могло платить людям достойные пенсии, на которые не слишком жаловались, а сейчас не может, имея в резервах полтриллиона долларов. Что ей мешает позаботиться о людях, которые десятилетиями верой и правдой пахали на благо страны?
Спляшем от печки. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» предписывает, что его «бюджет формируется за счет страховых взносов, средств федерального бюджета, сумм пеней и иных финансовых санкций…». Если страховые взносы и другие источники финансов ПФР могут сильно меняться в зависимости от ситуации в экономике, то доля федерального бюджета в деньгах Пенсионного фонда сегодня — это примерно 42% — зависит от воли правительства, а конкретнее — от Минфина. Сколько этих процентов чиновники сподобятся выделить пенсионерам на жизнь, такой она и будет.
И тут воображение рисует некую картину. Сидят за круглым столом те, кому доверено с нуля выстраивать очередной бюджет, определяют, как поделить большой, но все же не безразмерный пирог. Самый большой кусок — обороне, это святое. А кто следом: господа силовики, госуправление, экономика или… С каждым новым отрезанным ломтем доля оставшихся становится все меньше.
Вопрос: кто-нибудь верит, что следом за оборонкой выделяют долю бюджета на социалку, а там — на пенсии? Статья 7 Конституции утверждает, что РФ — «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Оно у нас действительно социальное, а жизнь — достойная? В подобных приоритетах эксперты сильно сомневаются и обоснованно предполагают, что расходы на «социальную политику» расписывают в самом конце, когда «главное» поделено.
Близкие к государственным структурам политологи возразят, что на социальную политику в бюджете заложено столько же — 5,6 трлн рублей, — сколько все вместе получают армия, полиция, спецслужбы и чиновники. Однако их вместе примерно 5 млн человек, в то время как ПФР выплачивает пенсии 43 млн пенсионеров!
В российском обществе мало кто сомневается, что вышедшим на заслуженный отдых людям достаются лишь жалкие объедки с бюджетного пирога. Пренебрежительного отношения к этой категории граждан не скрывает и глава Минфина Антон Силуанов, слишком откровенно проговариваясь по поводу индексации пенсий работающим пенсионерам. На известный его перл в Госдуме «получая и заработные платы, и пенсии, вы говорите: «Давайте еще и индексировать пенсии», — это не совсем справедливо» даже депутаты не сдержались и прокомментировали: «Когда Минфин хочет кого-нибудь ограбить, он говорит о справедливости».
Другой перл «пенсия — компенсация утраченного заработка» размазал лидер фракции «СР» в Госдуме Сергей Миронов: «Пенсия не является компенсацией за утрату заработка, это деньги, которые человек уже заработал, отдав на благо страны лучшие годы своей жизни. Индексация пенсий — это не подачка от государства, а его обязанность по отношению к пенсионерам».
Стоит ли сомневаться, по каким понятиям при таком главе Минфина делят деньги налогоплательщиков сытые господа, допущенные к бюджетному пирогу. Не случайно в экспертной среде все чаще говорят, что, получая многие миллионы рублей ежемесячно, один из самых богатых чиновников России Силуанов просто не может осознавать реальный масштаб доходов и расходов простых людей. И что если он хочет сэкономить на пенсиях, ему следует убрать гигантские выплаты госслужащим высокого ранга, рассчитывая им баллы как простым смертным, установив максимальный уровень государственной пенсии, к примеру, на четырех прожиточных минимумах.
Но эта ВИП-публика к подобному не приучена. Эксперты подсчитали, что злополучная пенсионная реформа сэкономит государству и Пенсионному фонду более 11 трлн рублей. И вопрос: кому достанется этот лакомый кусок?
Источник: