«Форбс» опубликовал ежегодный список 100 российских чиновников и депутатов с головокружительными доходами.
Участники рейтинга, по оценкам издания, в этом году заработали почти 76 млрд рублей — на 10 млрд больше, чем в прошлом.
Подавляющее большинство «золотой» сотни — региональные и федеральные депутаты, чьи семейные доходы связаны, как правило, с ведением бизнеса. Среди участников рейтинга есть уже ранее мелькавшие имена, но треть — новички. У них во время пандемии дела складывались отлично. Не то что у большинства жителей страны…
ДУМАМ О НАРОДЕ БИЗНЕС НЕ ПОМЕХА?
В новом списке тройка лидеров парада миллиардеров с прошлого года не изменилась, разве что участники местами поменялись — с третьего на первое место шагнул депутат Законодательного собрания (ЗС) Челябинской области Константин Струков. Вице-спикер ЗС Челябинской области, возглавляющий Комитет по экологии и природопользованию, параллельно занимает должность президента группы компаний «Южуралзолото» и в список «Форбс» с заработанными 8,6 млрд рублей попал благодаря угольному и золотодобывающему бизнесам.
На втором месте мультимиллионер и депутат ЗС Камчатского края Игорь Евтушок с доходом 7,7 млрд рублей. Их он заработал как совладелец крупной рыбопромышленной компании «Океанрыбфлот».
Депутат Сахалинской областной думы Дмитрий Пашов (должность депутата занимает на неосвобожденной основе, то есть без зарплаты) передвинулся с первого места на третье. Получивший «медь» на олигархическом пьедестале владелец фирмы «Монерон», которая занимается выловом краба-стригуна и камчатского краба, считается давним соратником беглого «крабового короля» Олега Кана. Доход Пашова за год вырос с 6,2 млрд до 6,3 млрд рублей. Правда, в марте этого года его арестовали по обвинению в уклонении от уплаты таможенных платежей и до 14 августа он сидит в СИЗО. Не исключено, что это скажется на его будущих доходах, но об этом мы узнаем через год, если Пашову как народному избраннику вновь придется подавать декларацию о доходах.
Под номером четыре в рейтинге значится Александр Басанский (4,3 млрд рублей) — первый зампредседателя Магаданской облдумы и основной владелец Колымского концерна «Арбат», который занимается добычей драгоценных металлов, производством ювелирных изделий и их продажей.
На пятой строчке — член Совета Федерации и совладелец одного из крупнейших рыбопромышленных предприятий Камчатки «Океанрыбфлот» Валерий Пономарев (4,2 млрд рублей). Номер шесть — сенатор Александр Некрасов (2,8 млрд рублей), семья которого владеет долей в строительном холдинге «Лидер Групп». Номер семь — самый богатый депутат Госдумы Григорий Аникеев (2,7 млрд рублей), которому принадлежит расположенная во Владимирской области компания ABI Group, занимающаяся мясопереработкой и девелопментом. Номер восемь — член Совета Федерации Игорь Зубарев (2,4 млрд рублей) — бенефициар фирм, специализирующихся на морском и пресноводном рыболовстве. Номер девять — депутат Белгородской облдумы и основной владелец свиноводческого холдинга «Агро-Белогорье» Владимир Зотов (2,4 млрд рублей). Замыкает топ-10 рейтинга доходов госслужащих новичок — коллега Зотова по Белгородской облдуме и директор по развитию кондитерской фабрики «Славянка» Сергей Гусев (2,2 млрд рублей).
В этом году в список с рекордными доходами также попали губернатор Брянской области Александр Богомаз (14-е место, 984 млн рублей), глава Ростеха Сергей Чемезов (18-е место, 783 млн рублей), глава Минпромторга Денис Мантуров (19-е место, 754 млн рублей), глава Чечни Рамзан Кадыров (36-е место, 382 млн рублей), вице-премьер Татьяна Голикова (42-е место, 310 млн рублей), президент Татарстана Рустам Минниханов (63-е место, 221,4 млн рублей), заммэра Москвы Максим Ликсутов (66-е место, 216,6 млн рублей).
ПРИУМНОЖАЙ И ВЛАСТВУЙ!
«Форбс» не первый год рассказывает о богатых россиянах. У него есть рейтинги самых богатых спортсменов, актеров, бизнесменов и звезд шоу-бизнеса, но рейтинг самых богатых чиновников, депутатов разных уровней и ветвей власти — дело особое.
На заднем фоне таких публикаций слышится как минимум удивление широких народных масс, а как максимум — волна гнева. Миллиарды и даже миллионы в декларациях народных избранников и власть имущих раздражают людей неимоверно. Особенно когда эти богатые Буратино с колоссальным доходом с высоких трибун возмущаются ростом бедности в России. И разве нормально, когда бизнесмены массово идут в те же депутаты? Не захочешь, а проведешь параллель между желанием занять важный пост и лоббировать свои бизнес-интересы, а вовсе не интересы избирателей и рядовых граждан.
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко относится к богатым депутатам снисходительно. Она считает, что это вполне нормально, ведь «речь не идет о массовом явлении». К тому же не все в региональных парламентах богатые, а «состоятельные люди тоже не должны быть дискриминированы и лишены возможности добиваться успеха в политике». Глава Верхней палаты парламента уверяет, что на выборах люди голосуют за бизнесменов в надеже, «что успешные и состоявшиеся люди сделают такой же богатой, благополучной и страну в целом».
Пока, правда, эффекта от этих усилий нет, а колоссальная пропасть между доходами депутатов и чиновников и скромными заработками рядовых граждан есть. В прошлом году реальные доходы россиян сократились, по официальным данным, на 3,5% — и признаков разворота этой тенденции пока не наблюдается. И при этом 100 участников рейтинга «Форбс» в 2020-м заработали 75,9 млрд рублей — на 10,1 млрд больше, чем в 2019-м. Как видно, не очень у них получается сделать богатой страну и людей, зато отлично выходит приумножать свои семейные капиталы.
На этот счет даже есть свежий анекдот: «Один из депутатов, борясь с проблемами в своем регионе, по неосторожности попал в список «Форбс», и российские власти недоумевают: почему только журнал «Форбс» замечает, как из года в год растет благосостояние российских граждан?»
У КОГО ДЕНЬГИ, У ТОГО И ВЛАСТЬ
Читая о немыслимых с точки зрения обывателя доходах золотодобытчиков, рыболовов, производителей мяса и конфет, возникает вопрос: а могут ли они, сидя в креслах депутатов и госслужащих, заниматься и коммерческой деятельностью?
По большому счету — нет. Закон разрешает им вести только культурную, преподавательскую и научную деятельность. Однако! Парламентариям и госслужащим разрешено держать свой бизнес, если они работают на безвозмездной основе, то есть не получают зарплату от государства (да и зачем она нужна, если ты владеешь бизнесом?). Также государственным и муниципальным служащим разрешено участвовать на безвозмездной основе в органах управления дочерних организаций госкомпаний, более 50% акций которых находится в собственности госкорпорации, госкомпании или публично-правовой компании.
Закон суров, но это закон. Впрочем, тут нет ничего удивительного, учитывая, кто сидит у руля законотворческой деятельности или имеет возможность влиять на принятие решений. К слову, подавляющее большинство из «золотой» сотни «Форбса» имеет отношение к «Единой России», наиболее массово представленной в парламентах и во власти всех уровней. Есть еще вопросы?
Многие депутаты до прихода в думы разных уровней владели бизнесом и не горят желанием от него избавиться. До 2013 года, когда контроль над декларированием доходов депутатов был ниже, многие уходили в офшоры, чтобы сохранить контроль над своим делом, и этого не было видно из публичных источников. Сейчас прозрачность публичных реестров в иностранных юрисдикциях стала выше, и степень контроля над доходами возросла. Но это еще никому не мешало переоформить бизнес на родственников, оставаться депутатом или чиновником и вести предпринимательскую деятельность без оглядки на то, что тебя обвинят в коррупции. Разговоры о благе народа при этом лишь удобная завеса, за которой происходит реальная дележка денег.
Источник: