Мечты о росте в экономике, похоже, сбываются. Только с маленькой поправкой: растет не она сама, а цены в ней.
На этот раз отчиталась о 78-процентном росте оптовых цен на сахар компания «Русагро». Смелый шаг! Поскольку, когда в декабре президент, внезапно узнав, что дорожают продукты, «построил» министров и прочих столоначальников, речь шла о подорожании сахара на 71% за год. Было стукнуто кулаком по столу — безобразие! — и указано принять меры. Но за три месяца сахар подпрыгнул еще выше. Они там что, издеваются?
В Русагро пожаловались на небольшой урожай сахарной свеклы и высокий спрос на сахар. В неурожай еще можно поверить — аналитики утверждают, что в прошлом году площади посева сахарной свеклы сократились на 19% и составили меньше миллиона гектаров. А урожайность упала на четверть из-за засухи на юге России и в Черноземье. В итоге производство сахара снизилось до 5 млн тонн вместо привычных 8 млн. Но вот с чего вдруг вырос спрос? Стали больше ложек сыпать, гоняя чаи в долгом сидении на карантине? Или самогона варят больше? Или сладкое помогает справляться с депрессией?
С другой стороны, стоит ли валить на спрос, если оборот розничной торговли продуктами в феврале 2021 года уменьшился на 1,1% по сравнению с январем? Если спрос падает, цены должны снижаться.
Вокруг резкого подорожания продуктов уже накручено столько противоречивых объяснений и предположений, что само их обилие свидетельствует: правительство выпустило из рук рычаги управления, экономика оказалась без руля и ветрил, несется непонятно куда. И заморозки цен в магазинах ничего не решают.
Аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев утверждает, что правительству стоит обратить внимание на опыт развитых стран, где на поддержание населения, бизнеса и потребительского спроса тратится намного больше денег: «Некоторые направили на борьбу с негативным влиянием на экономику почти по 20-40 процентов своего ВВП. У нас же на поддержку малых и средних предприятий за два года было выделено всего 600 миллиардов рублей — около четверти процента ВВП в год». Это к падению спроса.
«Дефицит и рост цен возникают из-за того, что количество товаропроизводителей настолько незначительно, что не получается той жесточайшей конкуренции, которая и должна в первую очередь вести к снижению цен, — считает предприниматель Дмитрий Потапенко. — У нас одна и та же проблема — проблема системы управления».
«Заявления министра экономики, на мой взгляд, говорят о его некомпетентности и незнании рынка, — подчеркнула предприниматель Эльвира Агурбаш. — Производители не повышали так цены, как подняли наценки крупные торговые сети. До 50 процентов всех продуктов идут туда со скидкой 25-50 процентов».
То есть цены накручивает и торговля. А оплатят все снова граждане.
Источник: