Кем все-таки был барон Унгерн, ровно 100 лет назад захвативший столицу монголии и фактически подаривший стране независимость?
ЧЕРНЫЙ БАРОН
В первые годы советской власти на территории нашей страны невероятной популярностью пользовалась песня о некоем загадочном Черном бароне, который вновь готовит народам молодой советской республики царский трон. Современные историки среди возможных прототипов главного героя песни выделяют двух людей.
В первую очередь это лидер Белого движения П.Н. Врангель, ведший вооруженную борьбу за воссоздание Российской империи. Но был и другой, не менее популярный барон Р.Ф. Унгерн, также имевший полное право на роль прототипа главного героя знаменитой песни и достигший на поприще создания собственного государства больших успехов, чем П.Н. Врангель, с которым они, кстати говоря, были хорошо знакомы.
Звучит невероятно, но солдаты Азиатской дивизии, руководимой бароном Унгерном, считали его чуть ли не богом. При этом, как ни странно, родился и вырос Роман Федорович вдали от таинственного Востока на суровой Балтике, являясь представителем древнейшего рода немецко-балтийских аристократов. Неудивительно, что, как и большинство его именитых предков, Р.Ф. Унгерн выбрал для себя карьеру кадрового военного. Поскольку жил молодой человек вблизи моря, то его выбор Морского кадетского корпуса в качестве места учебы был вполне оправдан. Вот только дальше все пошло совсем не по тому плану, как это для себя видел Р.Ф. Унгерн и его родители.
НЕУЖИВЧИВЫЙ КУРСАНТ
Несмотря на то что учился Роман Федорович достаточно хорошо, он категорически не выносил строгую дисциплину Морского кадетского корпуса, а в силу неуживчивости своего характера постоянно вступал в потасовки с сокурсниками. Терпеть подобное руководство учебного заведения было не намерено, и Р.Ф. Унгерна отчислили. Пришлось Роману Федоровичу отправиться на службу в казачий полк. Однако молодой человек не сильно расстроился, поскольку с детства проявлял редкий талант к верховой езде, а также к охоте и скрытному передвижению в горах и лесах.
Как-то раз, серьезно поссорившись с сослуживцем, барон предстал перед офицерским судом чести, а затем, чтобы остаться на военной службе, был вынужден перевестись в отдаленную военную часть на Амуре. По большому счету именно с этого момента и начинается настоящая история барона Романа Федоровича Унгерна. По воле судьбы оказавшись на восточной окраине Российской империи, балтийский аристократ до глубины души проникся буддистской философией.
Достаточно скоро он мог без труда беседовать на духовные темы с местными ламами. Улучшился и характер барона. Он как будто нашел свое место в жизни, перестал задирать сослуживцев и быстро дорос до сотника. Со временем Роман Федорович вышел в отставку, но не только не вернулся на родные Балтийские берега, а наоборот, выехал в Монголию, записавшись добровольцем в конвой русского консульства.
НА ФРОНТАХ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
В очередной раз судьбу Р.Ф. Унгерна резко изменили события Первой мировой войны. Являясь настоящим патриотом своей родины, с началом боев барон вернулся на военную службу, поступив в действующую армию добровольцем. Воевал Роман Федорович смело. Но, как отмечали сослуживцы, слишком самостоятельно, регулярно проводя дерзкие партизанские вылазки по собственной инициативе.
К 1916 году барон получил звание есаула и противоречивую характеристику, данную ему П.Н. Врангелем. Будущий лидер Белого движения отмечал, что Р.Ф. Унгерн больше похож не на офицера российской армии, а на героя романов Джека Лондона, совмещая в себе образ следопыта и партизана. Надо сказать, что П.Н. Врангель оказался очень точен в своих оценках.
Вскоре наступил 1917 год, а вместе с ним и Февральская революция. Фронту требовались свежие части, и барона Р.Ф. Унгерна, помня его успешную службу на Востоке, откомандировали формировать Азиатскую дивизию из бурят Забайкалья. Задача была выполнена отлично, вот только произошедшая за это время Октябрьская революция заставила Азиатскую дивизию Р.Ф. Унгерна воевать не против немцев, а против большевиков.
ДЕРЗКИЕ ПЛАНЫ
Самое интересное, что во время борьбы против Красной армии барон Унгерн в отличие от множества таких же, как он, атаманов имел далекоидущие планы по созданию собственного крупного азиатского государства, основанного на высоких моральных принципах буддизма, протяженностью от Каспийского моря до Тихого океана. Мало того, барон искренне считал себя воплощением Чингисхана, с чем, кстати, были согласны его подопечные, почитая своего командира за бога войны. Ореол таинственности добавляла Роману Федоровичу популярная легенда о Белом царе, который однажды поведет азиатские орды против погрязшего в грехе Запада. Барон, как никто другой, подходил на эту роль. При этом достаточно необычно выглядел стяг, под которым сражались бойцы барона. На штандарте были изображены Спас Нерукотворный и свастика, обрамленные монгольским орнаментом.
Таким образом, Роман Федорович хотел объединить свои религиозные взгляды в области христианства, буддизма и зороастризма в одно целое. Причем сами буряты считали барона заговоренным от пуль врага, что подтверждалось его невероятной храбростью. В то же время, несмотря на всю свою экзальтированность, барон был умным человеком и для получения прав на власть в восточных странах специально женился на китайской принцессе из династии Цин. Женщина действительно приходилась дальней родственницей императорам Китая и отчаянно нуждалась в деньгах. В итоге, заключив 16 августа 1919 года брак, Р.Ф. Унгерн получил династический титул, а китаянка — деньги. Больше они не виделись.
ПОСТРОЕНИЕ ИМПЕРИИ
Несмотря на то что юридически части барона подчинялись атаману Семенову, на практике Азиатская дивизия из пяти тысяч сабель действовала по личной воле барона. После того как Красная армия развила в Забайкалье бурное наступление, барон перешел границу с Монголией, вознамерившись освободить эту небольшую страну от оккупации Китая, а затем встать во главе ее.
Основной целью Романа Федоровича было взятие Угры. Первый штурм города состоялся 12 сентября 1920 года. Однако с наскока столицу Монголии взять не удалось. Не беда. Унгерн встал в осаду, регулярно досаждая китайцам выходками, граничащими с безрассудством.
Однажды барон вместе со 150 казаками ворвался в Угру и провел разведку боем, изрядно потрепав 7-тысячный гарнизон китайцев. Потерь среди казаков барона не было. Тем временем наступила зима. Роман Федорович предложил местным князьям помочь ему с живой силой, на что получил полное согласие. В то же время город, находившийся в блокаде, начал испытывать серьезный голод, а подсылаемые к барону убийцы каялись и переходили на его сторону.
ВЛАСТЕЛИН МОНГОЛИИ
Решающий штурм Угры начался в декабре 1920 года и завершился 3 февраля 1921 года безоговорочной победой Р.Ф. Унгерна и его союзников. При этом важно отметить, что силы китайцев были в семь раз больше войск барона, но не имели должной военной выучки и боевого духа, присущего бойцам Азиатской дивизии. В честь победы в городе жгли большие костры, которые буряты воспринимали как умиротворение духов войны.
Самое интересное, что править Монголией Р.Ф. Унгерн не стал, передав власть духовному лидеру Богдо-хану. Дело в том, что у Романа Федоровича были гораздо более далекоидущие планы, поэтому для себя он оставил пост главнокомандующего вооруженными силами, надеясь продолжить свои завоевательные походы. Фактически именно благодаря Азиатской дивизии Р.Ф. Унгерна Монголия вновь спустя длительное время после китайской оккупации обрела независимость.
Однако продолжить реализацию своих планов Роман Федорович не смог. Вскоре Угра пала уже под ударами Красной армии, а барона выдали его же офицеры. Советский трибунал приговорил его к расстрелу. Тем не менее монголы до сих пор свято чтят память Р.Ф. Унгерна, которому в Угре установлен памятник.
Источник: