— Константин, если ЦКАД-3 (участок от М-11 «Нева» до М-7 «Волга» — ред.) — это самый протяженный пусковой комплекс новой кольцевой автодороги, то какая главная особенность ЦКАД-4?
—ЦКАД-4 не сильно уступает третьему участку в протяженности: он чуть-чуть меньше — 97 км против 105,9 км на ЦКАД-3. Как и на третьем пусковом комплексе, у нас тоже есть большой внеклассный мост. Переправа через Москву-реку пролетом 300 м, возведение которого представляло весьма сложный и кропотливый технологический процесс: надвигалось сначала одно пролетное строение, а чуть, позже параллельно с ним, мы начали надвигать и второе.
— Пришлось ли останавливать судоходство?
— Что интересно, нет. Все работы проводились в межнавигационный, зимний период. Как только приостановилось судоходство, мы начали «надвигаться» — причем, повторюсь, это делалось параллельно. Таким образом, удалось существенно сэкономить время — в противном случае мы бы просто не успели открыться до конца текущего года. Вообще по проекту организации строительства, реализация ЦКАД-4 предусматривалась в течение 36 месяцев. Нам же удалось закончить с опережением графика.
— И сильно вы опередили график?
— Изначально проектом организации строительства предполагалось завершение основных строительно-монтажных работ на ЦКАД-4 в апреле 2021 года. Получается, мы открылись аж на четыре месяца раньше — почти одновременно с ЦКАД-3.
— Что было самым сложным в процессе строительства ЦКАД-4?
— Самым сложным, конечно, всегда является подготовка территории. Это освобождение земельных участков, их изъятие, перевод земель. К тому же было много лесных зон, поэтому пришлось много леса сводить, утилизировать это все.
Также будущую дорогу пересекало 199 инженерных коммуникаций, которые нужно было выносить: это и большие магистральные газопроводы, и канализации диаметром 1500 мм, и воздушные линии электропередач до 500 кВ. Кроме того, наша трасса несколько раз пересекается с автомобильной дорогой А-107, с федеральными магистралями М-7 «Волга», М-5 «Урал» и М-4 «Дон».
Источник: