Вездеход «Леший» 4х4

Вездеход получился весьма достойным, имеет 16 передач вперед и 4 назад, что с легкостью позволяет подобрать нужный диапазон под подходящие условия. Причем в сугробах можно трогаться даже с 5-ой передачи.

Минимальная скорость не измерялась, но вездеход еле ползет, а вот максимальная скорость на 16-ой передаче была около 45-47 кмчас. На 16 й идёт 45-47 км/ч. Вездеход имеет 4 места.

Одной из особенностей конструкции этого вездехода является передний мост с самодельными кулаками( конструкции которых будет уделено особенное место в статье) подключаемый 4х2 — 4х4 поперечно сбалансированный.

Для постройки следующего вездехода были использованы такие материалы:
1) Двигатель внутреннего сгорания ИЖ-П5
2) Коробка передач от ЗАЗ
3) Так же от Ижа был взят гидропривод сцепления
4) От ВАЗ а были сняты передний и задний мост и гидравлический дисковый трансмиссионный тормоз.
5) Покрышки от Краза ободранные для облегчения веса.

Перейдем непосредственно к этапах строительства вездехода.

Основные работы по креплению двигателя и кпп выглядели подобным образом: автор взял лист и приварил к нему корпус подшипника первичного вала , который был предварительно выточен токарем. Затем просверлил и нарезал резьбу под масленку и заколотил подшипник. Всю получившуюся конструкцию автор насадил на первичный вал коробки. Следующим шагом автор разметил отверстия, через которые коробка передач будет крепиться к движку. После просверливания отверстий была одета звезда от ВАЗовских дисков сцепления, которая отлично подошла на первичный вал ЗАЗа. После сборки всей конструкции были обрезаны излишки по контуру от кожуха сцепления. Ниже будут приведены фотографии с комментариями.

Вот так выглядит сама конструкция изнутри:

А вот таким образом производились работы со стандартным цилиндром П-5 чтобы подготовить водяное охлаждение:

Затем были подготовлены покрышки для вездехода:

Вот кстати для общего сравнения, было два варианта колес, первые на покрышках от Урала, вторые от Краза:

Как видно из изображения покрышка от урала по высоте примерно такая же как и Кразовская, однако уже по ширине, поэтому было решено все же делать колеса отталкиваясь от ширины Кразовских покрышек.

Соответственно после того как покрышки были подготовлены и ободраны, автор занялся изготовлением дисков:

Стоит упомянуть о конструктивных особенностях расположения двигателя. Он расположен сзади рамы и идет как бы вдоль нее, передом назад.. От двигателя идет цепь на первичный вал коробки переключения передач от ЗАЗ( в которой, кстати, заварен дифференциал). Один из ШРУСов автор решил переварить под крестовину ВАЗа и провести через дисковый тормоз к заднему мосту . Диск у тормоза тоже собственной конструкции, посажен на флянец моста и приварен.

Что касается другого ШРУСа, то к нему приварена муфта подключения переднего моста, а далее идет к переднему мосту. Муфта была собрана из валов и муфты от КПП ЗИЛа.

Передний мост вездехода создавался на основе переднего моста от ВАЗа, он был усилен самодельными кулаками, а так же шаровыми от ВАЗа, еще была задействована ступица с подшипниками, вал и крестовина от заднего привода ЗАЗа.

Весь мост качается на оси в конических роликовых подшипниках. Благодаря установленным коническим роликовым подшипникам весь мост может качаться на оси.

Как уже говорилось, кулаки были самодельной конструкции автора, поэтому стоит остановиться на них подробнее.

1. С задних полуосей от Ваза было срезано посадочное место под тормозной барабан, а так же сделана проточка в полуоси под посадочное место для вала от ЗАЗа. Данные работы автор делал не самостоятельно, а заказал токарю.

Хотя в принципе при хорошей сноровке, можно это выполнить болгаркой.

Только при этом есть несколько мелочей касательно проведения работ. Для начала необходимо снять полу-осный подшипник ВАЗа, это позволит надежно зажать и зафиксировать конструкцию. После проточки полуоси подшипник следует заколотит обратно, но уже без стопорной втулки. Так как после того, как работы по сборке кулака будут завершены, этот подшипник не понадобится. И в дальнейшей работе полуось будет эффективно действовать и без него.

2.Следующим этапом идет сварка полуоси с валом от Заз. И уже сваренную полуось можно поставить на мост.

3. Затем следует срезать пластину, к которой прикручивается четырьмя болтами корпус ступицы, от рычага задней подвески ЗАЗа.

Потом уже к этой пластине следует приварить другие пластины , образуя из них своего рода коробку. Что касается пластин, то верхняя и нижняя те, к которым прикручиваются шаровые опоры тремя болтами из металла 8 мм толщиной. Боковые же пластины толщиной 5 мм. После этого можно прикрутить корпус ступицы к этой коробке, а отверстия под болты лучше сделать немного больше.Затем к ней прикручивается корпус ступицы. Более подробно об отверстиях будет описано в пункте 6.

4.Затем уже на новую ось одевается внешняя часть кулака и собираются подшипники. Одевается ступица и плотно затягивается гайка регулировки подшипников.

5. После этих работ можно приступать к варочным работам по внутренней части кулака.

6. А уже после сборки и сварки конструкции, следует ослабить болты, которые крепят шаровые опоры, одновременно вращайте ступицу и поворачивайте кулак в разные стороны. При этом должно произойти некое совмещение осей кулака и крестовины. После этого следует отметить место положения шаровых и снять верхнюю часть кулака. Затем достаньте полуось. После данных операций остается только собрать все обратно , предварительно удалив подшипник полуоси.

При такой конструкции кулака, даже в случае мелких не стыковок при изготовлении отклонений в работе все-равно наблюдаться не будет, а следовательно механизмы не заклинит.

Была использована одиночная крестовина, а для большего угла работы были подточены места напротив «ушей». Автор использовал для сточки дисковую пилу. Благодаря этому даже при полностью вывернутых колесах, при вращении конструкции ничего не мешает.

Еще одной конструктивной особенностью вездехода является то, что колея мостов одинаковая и равно полутора метрам, это было достигнуто за счет разных по вылету дисков, однако при таком подходе нельзя заменить колеса от переднего моста колесами от заднего моста.

Благодаря использованию коробки от Заза, было достигнуто значительное снижение веса, а так же общее упрощение конструкции вездехода и к тому же широкий выбор передач.

Для кулисы был использован такой же принцип действия как и на кулисе от КАМАЗа:

На фотографии ниже вид спереди:

А вот тут видно нижнюю часть :

Во время эксплуатации были выявлено не мало поломок вездехода.

Но большинство из них связано с физическим износом использованных деталей и запчастей при строительстве вездехода, все они связаны с тем, что использованы б/у запчасти. А вот передний мост с самодельными кулаками. которым в этой статье было уделено особенное внимание выдержал все испытания достойно и без нареканий.

Фотографии готового вездехода:

Как видно вездеход имеет отличную устойчивость на воде.


Создатель и автор вездехода: Дмитрий Гороздей из поселка Пинега Архангельской области.

Источник (Source)

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.

Источник: usamodelkina.ru

Оцените статью