Самодельный мотоблок на базе мотоцикла Восход-3М

Хочу предложит вам свой вариант самодельного мотоблока. Возможно, он проигрывает в чем-то по компактности, но зато обладает, достаточны запасом мощности — на нем установлен двигатель от мотоцикла.

Силовая установка заимствована со старого «Восход-ЗМ» мощностью 13,5 л.с (рабочий объём равен 173,7 см диаметр цилиндра 61,72 мм, ход поршня 58 мм). Зажигание установлено от мотороллера «Вятка-Электрон». Для поддержания нормального режима работы двигателя пришлось смастерить принудительное охлаждение, с этим справляется один приточный вентилятор.

Кинематика моего мотоблока стандартная, кроме реализации в цепи реверсивного механизма (об этом ниже).

Пояснения с чертежу: 1 — рулевой рычаг; 2 — рукоятка переключения передач; 3 — система зажигания; 4 — топливный бак (от мопеда «Рига»); 5 — сам двигатель; 6 — вентилятор; 7 — гибкая тяга переключения передач (стальная проволока диаметром 6мм); 8 — кожух приводной цепи (стальной лист 0,5); 9 — подмоторная рама; 10 — плуг (на виде спереди не показан); 11 — навеска; 12 — колеса; 13 — глушитель; 14 — рычаг сцепления; 15 — ручка управления тягой, 16 — рукоятка управления реверсом; 17 — приводной вал; 18 — картер редуктора

Так как аппарат задумывался без дифференциала, использование реверса при разворотах или крутых поворотах значительно упрощает управление. Принцип реализации прост. С коробки передач двигателя, через цепную передачу, нагрузка передается на вал реверса с установленной звездочкой. Далее, через подобранную зубчатую пару, идет на вал редуктора, с которого, в свою очередь, непосредственно на оба колеса.

Общее устройство самодельного мотоблока

Корпус для редуктора главной передачи взят от ЗИЛ-130 (стальной барабан радиусом 120 мм и глубиной 250 мм) и послужил основанием для рамы. К его корпусу я приварил стойки подрамника двигателя и элементы креплений.

На подрамнике смонтирован мотор с карбюратором, глушителем, а также бензобак и блок системы зажигания от мотороллера. На стойках подрамника закреплен портал, к которому через соединительные фланцы крепятся рулевые рычаги. К корпусу редуктора, сваркой прикреплен фаркоп с кронштейном для крепления к мотоблоку самодельного навесного оборудования. Навесы тоже делал сам.

Как я уже писал, корпусом редуктора послужила деталь от грузового автомобиля ЗИЛ-130 — это ресивер из воздушной тормозной системы. Ресивер пришлось обрезать до 243 мм. Корпус заварен с обеих сторон. С левой стороны стальным 7-мм листом круглым фланцем с центральным отверстием. В отверстие забита и приварена обойма для 207-го подшипника.

Для правой стороны я вырезал из того же 7-мм стального листа, кольцо и вварил его заподлицо с кромкой ресивера. В кольце 12 отверстий под болты М8. К нему соответствующими винтами крепится съемный фланец, выполненный, как и кольцо, тоже из 7-мм стального листа. В как и в левом фланце, тут вставлена такая же обойма под 207-й подшипник и закреплена сваркой.

Обоймы, закрыты крышками с сальниковыми уплотнениями. Для этого во фланцах просверлены еще по 4 резьбовых отверстия диаметром М6. Крышки делал сам, тут нет ничего сложного.

Приводной вал собрал из трех отрезков шлицевых валов: средняя часть взята от коробки передач автомобиля ЗИЛ-130, а две концевые части это элементы раздаточной коробки автомобиля ГАЗ-66. На среднюю часть вала установлена шестерня первой передачи КПП ЗИЛ-130.

Реверсивный механизм

Картер реверсивного механизма крепиться через приваренную прямоугольную проставку к корпусу редуктора. В нем вырезано окно для зацепления шестерней реверса и редуктора. Шестерня картера реверса, выступающая через окно, входит в зацепление с зубчатым колесом и таким образом приводиться в движение.

Из коробки отбора мощности ЗИЛ-13 я изготовил реверсивный механизм вместе с картером, коробка практически не потребовала доработок. К фланцу выходного вала коробки (теперь он стал первичным валом реверса) прикреплена, через проставку, ведомая звездочка на 40 зубцов (от мотоцикла Восход 2). И в свою очередь, через роликовую цепь эта звездочка соединена с ведущей звездочкой выходного вала коробки передач.

Самодельные колеса

Колеса на мотоблок полностью самодельные, стальные. Конструкция очень простая. Все детали выполнены из листовой стали 4мм. К диску диаметром 450мм приварен стальной обод. На обод, по всей окружности с равными промежутками, наварены шестнадцать грунтозацепов. Ступицей колеса служит фланец карданного вала ГАЗ-66. Это дает возможность, когда культиватор используется вместе с тележкой, устанавливать автомобильные колеса 155 R13. Подробнее см рисунок.

Колесо для мототблока: 1 — грунтозацеп (стальная пластина 100x40x4, 16 шт); 2 — обод (стальная полоса 100×4); 3 — диск (стальной лист 4мм); 4 — шлицевая ступица ГАЗ-66; 5 — болты М12 (6 шт.)

Сама тележка самодельная, с тормозом на оба колеса. Прицеп для мотоблока тоже делал своими руками, на нем стоят те же колеса 155 R13, в арсенале есть самодельный плуг, грядодел, картофелекопалки, культиватор.

Все рычаги управления мотоблоком я изготовил из стальных труб диаметром 23мм. В верхней части, для жесткости, рычаги соединены поперечиной из такой же трубы. На нижних концах рычагов приварены фланцы, это ответные части тех которые закреплены на корпусе редуктора. На каждом фланце четыре отверстия под болты М8 с пружинными шайбами, этими болтами рычаги прикреплены к основанию. Рукоятку переключения передач я разместил на левом рычаге управления, ибо при мотоциклетном расположении были проблемы с закливанием тросика.

Для подсоединения навесного оборудования я изготовил подвеску с несколькими узлами регулировки. Подвеска крепиться к аппарату через кронштейн с помощью одного шкворня.

Так как самосборный мотоблок не имеет дифференциала, на разворотах приходиться прикладывать достаточно большие усилия на рычаги управления. Но тут есть и свой плюс, при правильно отрегулированном плуге машина идет очень хорошо, практически не требуя корректировки пахарем.

Система охлаждения

Как я и писал, на мотоблоке установлена принудительная система охлаждения воздушного типа. Иначе, двигатель бы очень быстро перегревался учитывая стандартную скорость движения культиватора. Делать жидкостную систему не вижу смысла.

Принцип системы охлаждения взят из от мототехники. От коленчатого вала двигателя, через круглоременную передачу со шкивами одного диаметра, усилие передается на привод крыльчатки вентилятора системы охлаждения.

В торце ведущего шкива нарезана резьба и он крепиться к коленвалу длинным винтом М7х1. Приточный вентилятор для охлаждения сделан четырёхлепестным. Я вырезал его из стального листа 1мм и смонтировал на двух шариковых радиальных однорядных подшипниках (80018) с пылезащитными шайбами. Вал вентилятора это дна деталь с ведомым шкивом круглоременной передачи(диаметром 7 мм).

Подшипники вала установлены в один корпус с разных сторон (подробнее смотри на рисунке). Защитное кольцо я изготовил из стального листа 3мм, ширина кольца 40мм. Корпус с подшипниками смонтирован на четырех стальных спицах в центре. Кольцо с подшипниками крепиться к двигателю тремя кронштейнами. Из найденного дюралюминиевого листа я выполнил направляющий кожух, для уменьшения рассеивания потока от вентилятора.

Хотелось бы отметить, что по времени создание своего мотоблока у меня заняло около 3-х месяцев с момента первого эскиза. Полученным результатом, в принципе, доволен. Сейчас я тружусь уже над третьей версией с дифференциалом.

Видео самодельного мотоблока:

Источник (Source)

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.

Источник: usamodelkina.ru

Оцените статью