Бортоповоротный вездеход на Бел-79 из Вологды

У автора этого вездехода была задумка построить небольшой компактный вездеход, который был бы не дорог в постройке и легко умещался в прицепе для перевозки. В итоге автор пришел к тому, что бортоповоротная конструкция идеально подходит под описанные качества и приступил к постройке своего вездехода.

Детали, механизмы и материалы использованные при строительстве данного вездехода:
1) Китайский двигатель внутреннего сгорания Ротакс на 14 лошадиных сил.
2) В комплекте с двигателем было сцепление и два ремня к нему.
3) Коробка переключения передач от автомобиля Ока
4) От этой же машины Ока были взяты и тормозные механизмы.
5) редуктор от вездехода Linx
6) цилиндры сцепления от Ваз 2108

Рассмотрим более детально постройку вездеход.

Первое о чем говорит автор, это то, что была изменена компоновка таким образом, чтобы уменьшить ширину, ведь основная идея этого вездехода это компактность.

Фотографии сборки рамы:

Были собраны рама вездехода, а так же ступичные узлы после определения конструкции. Сделана своего рода герметичная рама с внутренними цепями. Цепи короткоходные с использованием нормальной системы натяжки.

Далее будет установка фрикционов и тормозов вездехода, благодаря чему будет достигнута надежность конструкции, а главное сборка не должна доставить каких-либо трудностей.

В качестве фрикционов были использованы корзины, а так же диски сцепления от ваз 2108.
Сцепление от ваз 2108 должно вести себя неплохо, но окончательно будет понятно только после испытаний.

Как ведет себя сцепление ВАЗ-2108 в схеме на фрикционах?

Поставили на колеса:

Установка компонентов вездехода:

Рулевое управление:

После основной сборки автор приступил к испытаниям машины, так как нужно было узнать в каком направлении распределить силы по окончательной сборке машины. Впечатления же от первых испытаний превзошли все ожидания автора, мощности двигателя хватает полностью так как вездеход очень легкий, маневренность на асфальте великолепна, так же как и проходимость по бездорожью, все благодаря полному приводу и легкому весу вездехода.
Но были выявлены и пара недостатков. Первое это слабое сцепление, оно сразу дает о себе знать при увеличении нагрузки на вездехода , будь то просто большее количество пассажиров, чем два или особо сложные дорожные условия.

Бывало что из-за этой проблемы вездеход даже нельзя было повернуть, поэтому придется решать это в процессе сборки.

После изучения тем и советов на Лунаходах.нет автор нашел выход из сложившийся ситуации в использовании фрикционов на колесах от нивы. Поэтому к уже полусобранной модели были добавлены вариатор от снегохода, а потом и фрикционы с тормозами раздельно. Так же был сделан корпус-лодка и перенесен двигатель на заднюю часть рамы, дабы скорректировать распределение веса.

По итогу вес вездехода получился всего около 500 килограмм. Ширина составляет 175 сантиметров, длинна 255 сантиметров, а высота два метра.

Касательно особенностей постройки: по началу автор раздумывал насчет поворота за счет лишь дифференциала, вы можете видеть это на некоторых фотографиях сборки, но в последствии от этой идеи было решено отказаться. Ведь преимущества фрикционов довольно очевидны, поэтому автор и пошел по пути развития фрикционной схемы вездехода.

Работа фрикциона и тормоза полностью отделена друг от друга, но управление осуществляется всего двумя рычагами, что весьма удобно. Таким образом было решено сделать устройство работающее по следующему принципу: ролики по капиру обкатываются и выжимают соответствующий главный цилиндр, а главный цилиндр уже толкает рабочий. Таким образом вся схема управления состоит всего из двух бачков от тормозухи, а так же четырех главных цилиндров, которые являются главными цилиндрами в сцеплении классического ВАЗа и двух тормозных цилиндров от того же Ваз 2108 плюс рулевая машинка.

Андрей, пара вопросов: я так понял, между сцеплением и тормозами понижение 1:3, и по бортам тоже? и какая у вас ширина лодки? а реверс редуктор от чего? и там сколько передач?

Между сцепление и тормозами идет пониженная передача один к трем, так же как и далее к осям один к трем.

ширина самой лодки составляет порядка 640 миллиметров, а реверс редуктор был использован от снегохода Линкс, используются следующие передачи: две вперед и одна назад.

У использования вариатора есть свои минусы, на серьезном бездорожье вроде болот, он мешает правильному движению , и для управления вездеходом нужно иметь определенные навыки. То есть колеса все же не буксуют, но при схеме прямой связи трансмиссии и колес и минимальной скорости ехать гораздо удобнее.

После пары поездок было выявлено, то что резина пропускает воздух, поэтому автор обмазал посадочное место, чтобы сделать бескамерный слой. Для этого был приобретен специальный крем, которым обмазана шина и после высыхания пропуски воздуха были устранены.

Но все же было решено держать давление пониже при долгих выездах.
На видео ниже установлено давление шин в 0.2 атмосферы:

Благодаря этому как видно в видео, тряска заметно уменьшилась, управляемость стала соответственно только лучше. Так же было замечено, что недостатки дифференциального поворота при фрикционном имеют прямую пропорцию, то есть чем хуже под колесами, тем легче рулевое управление, тормоза практически не используются, а поворот проходит лишь за счет отжимания фрикциона, а вот в плане перегруза все таки очень сложно.
Поэтому было решено снизить давление на 0.1:

После этого ехать стало еще лучше:

Спустили камеры аж до появления складок, специальный манометр показал давление равное нулю, какого реальное значение не понятно.

Самое удивительное что вездеход все-равно поехал, причем как видно в видео ниже там был преодолен и крутой подъем и совершен разворот:

Вот как стал выглядеть отпечаток следа шины:

Ниже расположено видео в котором показан поворот только лишь за счет отжима фрикциона:

За время вылазки каких либо других отрицательных моментов выявлено не было. Вариатор не буксует, мощности двигателя вполне хватает, давление шин в норме. Но стало понятно, что на вездеход необходимо ставить бескамерные колеса, так как при использовании такого давления шины будут повреждаться. Хотя для преодоления особо сложных участков пути подобный ход весьма эффективен, особенно если использовать маленький компрессор на 30 лмин благодаря которому колесо накачивается в нормальное состояние всего за две с половиной минуты.

Фотографии готового вездехода:

Автор вездехода: Андрей из города Вологда

Источник (Source)

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.

Источник: usamodelkina.ru

Оцените статью