Пение успокаивает ребенка больше, чем разговор

В новом исследовании, о котором рассказывает интернет-издание Medical Xpress, ученые из Монреальского Университета (University of Montreal) обнаружили, что младенцы, слушая незнакомые песни, остаются спокойными в два раза дольше, чем тогда, когда слушают речь.

Профессор Изабель Перетц (Isabelle Peretz) из университетского Центра по изучению мозга, музыки и языка (Center for Research on Brain, Music and Language) говорит, что то, как пение и речь влияют на внимание младенцев, изучалось уже во многих исследованиях, но в своем новом исследовании она хотела узнать, как пение и речь влияют на эмоциональное самообладание малыша. Считается, что у детей эмоциональный самоконтроль недостаточно развит, но ученые предполагают, что пение помогает младенцам и маленьким детям более активно развивать эту способность.

Исследование

Практически все люди в восторге от музыки, и это вполне естественно. У взрослых и у детей старшего возраста это «увлечение» отображается даже в неосознанном поведении, таком как постукивание в такт музыки ногой по полу или пальцами рук по столу и в кивании головой. Но, как объясняет профессор Перетц, скорее всего, младенцы не способы синхронизировать свое внешнее поведение с музыкой по той причине, что они еще не обладают необходимыми для этого физическими или умственными способностями.

В новом исследовании, результаты которого недавно были опубликованы в журнале «Младенчество» (Infancy), ученые задействовали тридцать здоровых детей в возрасте от шести до девяти месяцев. Цель нового исследования состояла в том, чтобы определить, хватает ли младенцам уровня развития их умственных способностей для того, чтобы увлечься музыкой хотя бы на некоторое время. Полученные в ходе экспериментов данные свидетельствуют, что даже совсем маленькие дети способны ненадолго увлечься музыкой, а это позволяет предположить, что уровень умственных способностей младенцев достаточно высокий и позволяет малышам «увлекаться».

Исследователи предприняли ряд мер, чтобы создать для детей такие условия, которые бы позволили выявить их реакцию на музыку, которая возникает сама по себе, а не под влиянием таких факторов, как чувствительность к голосу матери.

Во-первых, и речь («детский лепет» и разговор взрослых), и музыка, которые слушали малыши в ходе эксперимента, создавались в Турции, поэтому и песни, и язык не были знакомы детям. Ведущий автор исследования Мариеве Корбей (Marieve Corbeil), сотрудник Монреальского университета, объяснила, что в научной работе использовались турецкие песни, а не западные, так как язык, который слышат младенцы, – это очень важный фактор: многие исследования, проводившиеся ранее, показали, что песни, которые родители поют своим детям на родном языке, имеют конкретный диапазон тонов и ритмов.

Во-вторых, дети не подвергались воздействию любых других стимулов. Корбей отмечает, что хотя родители находились в комнате, но они сидели за младенцами так, что их мимика не могла повлиять на ребенка. Младенцы прослушивали песни и речь в записи, так как живое исполнение может быть сопоставимо со спектаклем для детей, а запись исключает всякое социальное взаимодействие между исполнителем и ребенком.

Каждый раз, когда младенцы были спокойны, родители располагались за детьми, чтобы быть вне их поля зрения, и эксперимент начинался. Исследователи проигрывали записи речи или песен до тех пор, пока младенцы не начинали проявлять неудовольствие и другие признаки, демонстрирующее их готовность кричать, – опущенные брови, потянутые в стороны углы губ, открытый рот и надутые щеки. Такое выражение лица – это наиболее распространенный сигнал дистресса у младенцев. При прослушивании турецкой песни средняя продолжительность периода, в течение которого дети оставались спокойными, составляла около девяти минут. Это примерно в два раза дольше, чем период спокойствия, длящийся при прослушивании речи, вне зависимости от того, была ли это запись лепета ребенка или же речи взрослого человека. Детский лепет поддерживал спокойствие младенцев в среднем чуть более четырех минут; речь взрослого удерживала младенца от плача всего четыре минуты. Корбей говорит, что отсутствие значительного различия между этими двумя типами речи стало для ученых полной неожиданностью.

Затем исследователи проверили свои выводы, подвергая детей воздействию различного набора записей, таких как пение матерей на чужом и на привычном языке (французском), и обнаружили тот же эффект. Профессор Перетц говорит, что результаты научной работы оставляют мало сомнений в эффективности пения для поддержания спокойствия младенцев в течение длительного периода.

Даже в относительно стерильной среде комнаты, где проводилось тестирование – черные стены, тусклое освещение, отсутствие игрушек, отсутствие визуальной или тактильной стимуляции, — звук песни, которая исполнялась женщиной, продлевал положительное или нейтральное состояние детей и ингибировал дистресс. В то время, когда младенцы слушали турецкие песни и до момента появления выражения лица, которое обычно свидетельствует о готовности ребенка к крику, младенцы молчали в течение примерно девяти минут.

Во время воспроизведения песни на французском языке, то есть на языке, который детям был очень хорошо знаком, состояние покоя длилось всего шесть минут. По мнению Корбей, эти данные говорят о важности музыки как таковой.

Пение помогает регулировать эмоциональное состояние не только детей, но и родителей

Результаты исследования важны еще и потому, что матери, в частности западные матери, говорят со своими детьми гораздо чаще, чем поют, забыв о эмоциогенных регуляторных свойствах пения, которые помогают справиться с эмоциями не только детям, но и родителям.

Как полагают исследователи, пение может быть особенно полезным для тех родителей, которые находятся в неблагоприятных социально-экономических или эмоциональных обстоятельствах. Профессор Перетц говорит, что хотя детские сигналы дистресса, как правило, подталкивают родителей оперативно предпринимать утешительные мероприятия, у некоторых родителей они вызывают раздражение и гнев, что приводит к понижению их чувствительности и к отказу отвечать на сигналы, которые посылают младенцы. В худших случаях это приводит к пренебрежению своим младенцем и к жестокому обращению с детьми.

К группе риска относятся те родители, которые находятся под наблюдением органов социальной опеки, поэтому ученые считают, что этим людям стоит проигрывать песни своим детям, а еще лучше, если они будут сами петь для своих малышей.

По материалам Medical Xpress

Источник: nebolet.com

Оцените статью