Инновации на кривой тропе

Росказначейство, Росстат и Счетная палата сообщили, что расходы государства на инновационные институты развития в период с 2006 по 2020 год составили около триллиона рублей. И деньги эти фактически потеряны.

Доля инновационной продукции на рынке не поднялась с 2011 года и составляет 6%, хотя должна была достигнуть 25% по итогам 2020-го.

В начале 90-х, когда рулить российской экономикой стали либералы, они обхаяли все советское. И техника, дескать, была допотопная, и технологии устаревшие, и управленцы никчемные. Под этим предлогом в результате криминальной приватизации предприятия были отданы «новым русским», большинство из которых сумело лишь продать по дешевке мощные заводы со всем оборудованием, организовав в опустевших цехах склады китайского ширпотреба. Либералы оправдывались, что «расчищают площадки» для современного производства. Либо врали, либо сильно размечтались.

В 2000-х в России стало модным слово «инновации», и представители либеральной мысли получили возможность проявить себя. Для них были организованы институты инновационного развития, в чьи задачи входило создание принципиально новых производств и технологий, способных поднять экономику России до уровня развитых стран.

Появились госкорпорации «Роснано», и ВЭБ.РФ, позже — небезызвестное «Сколково». Плюс десятки новых структур, создававшихся под конкретные направления. В госкорпорации были закачаны сотни миллиардов государственных средств, с такими подъемными, казалось бы, можно было и горы свернуть. Но не в сегодняшней РФ.

Организация институтов развития с самого начала пошла по кривой тропе. Их вывели из-под контроля не только общества, но и государства. Они получили право участвовать в проектах за рубежом, что создало возможности для вывоза капитала из России, а в законодательстве не были предусмотрены механизмы ответственности руководства за результаты деятельности.

Счетная палата обратила внимание на неэффективное и нецелевое расходование средств, заявив о скудном инвестировании бюджетных денег в «Роснано» и «Сколково», которые размещались на депозитах и почти не использовались. А ряд топ-менеджеров, «переосмыслив» поставленные государством задачи, предпочитал заниматься «экспортом денег» вместо импорта технологий. То есть вкладывали средства в иностранные проекты.

Были раздуты оклады менеджеров институтов развития. Средняя зарплата в «Роснано» и Российском фонде прямых инвестиций составляла соответственно 642 и 513 тыс. рублей, а средняя по конторам помельче достигала 300 тыс. рублей в месяц. При практически нулевой отдаче!

Подобных фактов — огромная куча. Налицо родовая ущербность либерального менеджмента. И главные вопросы: кто теперь возместит налогоплательщикам разбазаренный триллион рублей и что будет с очередными сотнями миллиардов рублей, которые планируется направить в 2021-2023 годах в институты развития?

Источник: mirnov.ru

Оцените статью