Уровень развития интеллекта. Природа или обучение?

Когда рождается ребенок, мамы и папы непременно пытаются отыскать в нем признаки будущей гениальности. В разные периоды развития малыша родители могут усматривать в своем ребенке то признаки будущего гениального художника, то признаки великого писателя, а возможно, математика или химика — все зависит от того, чем увлекся их ребенок в тот или иной момент.

Позже, когда у ребенка пропадает энтузиазм заниматься тем или иным делом (рисованием, сочинительством, химическими опытами и тому подобное), родители с сожалением констатируют, что их ребенок не столь гениален, как им сначала показалось. Многие из нас в этом случае говорят: что ж, природа не слишком богато одарила интеллектом нашего сына (нашу дочь), да и не всем же быть гениями.

Вероятно, утверждение, что гениями могут стать не все люди, вполне справедливое, поскольку, сейчас уже хорошо известно, что высокий уровень интеллекта во многом зависит от генетики. Не вызывает сомнения также и то, что чем больше внимания уделяют родители развитию интеллекта своего ребенка, тем больше шансов у ребенка стать достаточно успешным в каком-то деле. Но многим ученым, да и многим обычным людям все же хочется лучше понимать то, насколько зависит уровень интеллекта от природы, а насколько — от кропотливого труда родителей, а в дальнейшем и самого человека.

Были ли Альберт Эйнштейн и Леонардо да Винчи гениальными от рождения или же они приобрели свой интеллект, приложив к его развитию много усилий? Можно ли узнать наверняка, как стать гением или если уж не гением, так хотя бы высокоинтеллектуальным человеком?

Ученые проводят многочисленные исследования и получают все больше данных о том, что если человек постоянно обучается, все больше развивая свою память, способность анализировать и планировать свои дальнейшие действия, когнитивные способности таких людей на самом деле улучшаются. Конечно же, это еще не гениальность, тем не менее, такие люди чаще добиваются успеха в различных сферах деятельности.

Недавнее исследование американских ученых показало, что человеческий мозг положительно реагирует на информацию, полученную извне о том, что интеллект можно повысить самостоятельно, прилагая некоторые усилия. Оказалось, что головной мозг человека, который получил информацию о том, что интеллект – это кропотливый труд, начинает работать более эффективно практически мгновенно.

Развитию своего интеллекта можно помочь

Интернет-издание ScienceDaily рассказывает о новом исследовании, которое было проведено учеными в Университете штата Мичиган (Michigan State University). Исследователи отмечают, что наверняка никто пока еще не знает, как это работает, но если сказать человеку, что тяжелая работа над собой превосходит генетику, – это приводит к мгновенному изменению работы головного мозга, делая человека более готовым добиться успеха.

Полученные во время проведения экспериментов данные свидетельствуют, что человеческий мозг показывает высокую восприимчивость к сообщению извне, что интеллект в большей степени зависит от окружения, вне зависимости от того, насколько правдиво это утверждение. Ведущий исследователь Ганс Шредер (Hans Schroder) утверждает, что такая простая информация в конечном итоге может заставить наш мозг работать лучше.

Научная работа Ганса Шредера, докторанта в области клинической психологии, финансировалась Национальным научным фондом (National Science Foundation). Ученый рассказывает, что, давая людям информацию, которая подталкивает их к обучению и дает мотивацию, можно поспособствовать более эффективной работе мозга этих людей. Но если сказать человеку, что интеллект зависит только от генетического наследия, таким образом можно непреднамеренно помешать обучению.

Правильная похвала помогает работе интеллекта

В прошлых исследованиях, которые были проведены психологом Кэрол Двек (Carol Dweck) в Стэнфордском университете (Stanford University), обнаружилось, что когнитивные способности учащихся, которые выполняли элементарные задачи, достаточно сильно зависели от того, каким образом хвалили этих детей.

Например, после того, как учащиеся давали правильные ответы, исследователи хвалили либо интеллект ребенка, говоря: «Ты такой умный!», или же хвалили ребенка за приложенные к решению задачи усилия, говоря: «Ты работал очень тяжело!». Оказалось, что по мере того как усложнялись задачи, у детей из первой группы, которых хвалили за интеллект, в ответах стало появляться больше ошибок, чем у детей из группы, которые слышал похвалу за приложенные к решению задачи усилия.

Отчет о новом исследовании, которое провели ученые в Университете штата Мичиган, появился в сентябре 2014 года на страницах интернет-журнала «Биологическая психология» (Biological Psychology). Ученые считают, что это исследование может стать первым физиологическим свидетельством в поддержку выводов о том, что правильное поощрение вызывает мгновенный положительный ответ мозга.

Доктор Шредер говорит, что получение человеком информации о том, что интеллект в большей степени зависит от прилагаемых усилий, чем от генетики, по всей вероятности, оказывает большое влияние на головной мозг. Теперь ученые смогли увидеть, что такая информация оказывает непосредственное влияние на эффективность работы мозга.

Исследование

Во время исследования ученые разделили добровольцев на две группы и попросили участников прочитать две разные статьи. В одной из статей сообщалось, что уровень развития интеллекта в значительной степени зависит от генетики, а в другой статье рассказывалось, что блестящий интеллект Леонардо да Винчи и Альберта Эйнштейна, вероятнее всего, развился благодаря стимуляции извне. Их гениальность имела мало общего с генетикой.

Участники исследования были проинструктированы, чтобы они постарались запомнить основные моменты статьи, а затем их попросили выполнить простую компьютерную задачу. В это время ученые фиксировали мозговую активность участников.

В результате этого эксперимента ученые сделали несколько достаточно интересных выводов.

    Участники, которые читали статью о том, что уровень интеллекта в основном зависит от генетики, уделяли больше внимания своим ответам, как будто они были более обеспокоены своим выступлением, а не результатом выполненного ими задания. Однако это дополнительное внимание не имеет никакого отношения к переживаниям, которые могли бы испытывать участники после того, как они сделали ошибку. Ученые считают, что это может свидетельствовать об отсутствии эффективной связи между работой мозга и поведением.
    В отличие от этого, участники, которые читали статью о том, что развитие интеллекта происходит благодаря стимуляции извне, после того, как они сделали ошибку, показали более эффективную реакцию мозга. Ученые считают, что, возможно, это происходило потому, что эти участники считали, что в следующий раз они смогут справиться с задачей намного лучше. Чем больше внимания участники уделяли своим ошибкам, тем быстрее были их ответы во время следующих этапов тестирования.

Доктор Шредер отмечает, что это исследование не пыталось поставить точку в дискуссии на предмет того, что несет ответственность за интеллект – природа или упорный труд над собой.

Вероятнее, в этом исследовании изучалось влияние информации, которая поступает к человеку извне о его природных способностях: от учителей в школе и вплоть до комментатора на спортивной площадке.

Например, учитель утешает ученика: «Все в порядке, не каждый человек может быть математическим гением», или же спортивный комментатор может говорить о мастерстве игрока: «Ничего себе, какие природные данные!». Как полагают ученые, такая информация может вносить свой вклад установку или в формирование образа мыслей людей, удерживая их от попытки развивать свой интеллект или способности.

По материалам ScienceDaily

Источник: nebolet.com

Оцените статью