В современном мире, ориентированном на новые технологии, многие родители покупают своим малышам суперсовременные цифровые детские игрушки, которые некоторое время вполне могут выполнять даже некоторые родительские функции. Эти игрушки поют малышам песни, говорят какие-то простые фразы и сверкают разноцветными огнями, увлекая ребенка, тем самым позволяя мамам и папам как можно дольше заниматься своими делами. Разве это не замечательно, что малыш играет с разговаривающей или сверкающей игрушкой, а мама в это время готовит обед, или убирает, или общается по телефону с подругой? К тому же, как считают некоторые родители, если игрушка умеет говорить, значит, ребенку есть с кем общаться и есть у кого учиться разговаривать. Ведь какая разница, от кого малыш слышит слова – от мамы и папы или от говорящей игрушки? Но, как оказалось при ближайшем рассмотрении, с этими суперигрушками все далеко не так просто и не так хорошо, как представляется родителям, так как никакая игрушка, даже самая современная и самая высокотехнологичная, не может заменить ребенку игру с обычными игрушками, в которой принимают участие родители. Даже самая суперкрутая игрушка не может научить малыша искусству общения и помочь ему обогатить свои языковые навыки.
Интернет-издание Medical Xpress рассказывает об исследовании, которое показало, что детские электронные игрушки, которые производят огни, слова и песни, связаны со снижением количества и качества языкового общения, тогда как игра с книгами или традиционными игрушками, такими как деревянные пазлы, кубики и наборы каучуковых блоков, помогает детям приобрести навыки языкового общения. Результаты этого исследования были опубликованы в декабре 2015 года в онлайн версии журнала «JAMA. Педиатрия» (JAMA Pediatrics).
Языковому развитию детей способствует контакт с родителями, а не с электронными игрушками
Без сомнения, во многих семьях с маленькими детьми есть определенные финансовые проблемы, работа и другие семейные факторы, поэтому мамам и папам очень сложно найти время, которое можно посвятить игре, предполагающей прямой контакт родитель-ребенок. Эксперты считают, что именно по этой причине очень важно оптимизировать качество лимитированной временем игры, предполагающей прямое общение родителей и ребенка.
Анна В. Соса (Anna V. Sosa), доктор философии, сотрудник Университета Северной Аризоны (Northern Arizona University) в Флагстаффе, вместе с коллегами провела контролируемый эксперимент с участием 26 пар родителей младенцев и детей, возраст которых был от 10 до 16 месяцев. Исследователи непосредственно не наблюдали за игрой родителей со своими детьми, потому что эксперимент проводился в домах участников. Ученые использовали аудиооборудование, установленное в домах участников для того, чтобы делать звуковые записи. Каждая семья, участвующая в эксперименте, получила три комплекта игрушек: электронные игрушки (детский ноутбук, говорящая фермы и детский мобильный телефон); традиционные игрушки (деревянные пазлы, кубики и наборы каучуковых блоков с картинками); пять настольных книг с изображениями сельскохозяйственных животных, разных геометрических форм или цветовых тем.
Анализируя звуковые записи, ученые выявили, что во время игр с электронными игрушками взрослые использовали меньше слов, меньше разговорных оборотов, родители давали меньше ответов и использовали меньше тематических слов, чем во время игры с традиционными игрушками или книгами. Оказалось также, что во время игры с электронными игрушками дети говорили значительно меньше, чем во время игры с книгами.
Результаты исследования также показали, что в то время, когда дети играют с электронными игрушками, родители меньше разговаривают со своими малышами, чем во время игры детей с традиционными игрушками и с книгами. Оказалось также, что во время игры с традиционными игрушками родители использовали меньше слов конкретного содержания, чем во время игры с книгами.
Авторы отмечают, что результаты исследования показали, что наиболее значительные и наиболее последовательные различия, касающиеся количества и качества языкового общения, наблюдались между игрой с электронными игрушками и книгами, а затем между игрой с электронными и традиционными игрушками.
Ученые также говорят, что это исследование имело некоторые недостатки, в том числе небольшой размер выборки и сходство участников по расе/этнической принадлежности и по социально-экономическому статусу.
Не стоит покупать электронные игрушки, если в них нет крайней необходимости
Исследователи сделали выводы, что, несмотря на некоторые недостатки, результаты, полученные в эксперименте, дают возможность говорить о том, что нет необходимости приобретать электронные игрушки, даже те, которые позиционируются как образовательные и которые зачастую довольно дорого стоят. Полученные результаты добавляют данные в уже существующую базу доказательств, которые подтверждают потенциальное преимущество чтения книг для очень маленьких детей. Кроме того, это исследование демонстрирует, что игра с традиционными игрушками может привести к коммуникативному взаимодействию, такому же активному, как и общение, которое происходит во время чтения книги.
Если основная цель игры состоит в том, чтобы коммуникативное взаимодействие между родителями и младенцами было более тесным, то традиционные игрушки и чтение книг могут быть более полезными для облегчения языкового развития младенца. Но если речь идет о высвобождении некоторого времени, чтобы родители могли посвятить его какой-либо другой деятельности, тогда следует поощрять игры с электронными игрушками.
Доктор Соса говорит, что электронные игрушки, которые производят шумы или сверкают разными огнями, могут быть чрезвычайно эффективными при программировании внимания детей путем включения их ориентировочных рефлексов. Этот примитивный рефлекс заставляет разум малыша сосредоточиваться на новых визуальных или слуховых раздражителях. А результаты исследования, проведенного доктором Соса, позволяют предполагать, что электронные игрушки могут делать гораздо больше, чем просто привлекать внимание детей. Как оказалось, эти игрушки уменьшают речевое взаимодействие между родителями и детьми. Почему это важно? Разговорные обороты, которые родители употребляют во время игры, не просто учат детей языку, они закладывают основу для навыков грамотности, учат детей вести ролевые игры, дают возможность родителям управлять развитием своего ребенка и обучать его социальным навыкам, таким как очередность и способность принимать выводы других людей.
Словестное взаимодействие, конечно же, это только часть истории. Дженни С. Радески (Jenny S. Radesky), доктор медицины и сотрудник Медицинской школы Университета штата Мичиган, Анн Арбор (Ann Arbor) и Дмитрий А. Кристакис (Dimitri A. Christakis), доктор медицины, доктор философии, сотрудник Детский больницы Сиэтла (Seattle Children’s Hospital) и младший редактор журнала «JAMA Педиатрия», пишут в редакционной статье, что в этом исследовании не хватает понимания того, как невербальные взаимодействия, этот важный источник социальных и эмоциональных навыков малышей, е могут изменяться в зависимости от типа игрушек.
Любые цифровые усовершенствования игрушек должны не только служить четкой цели вовлечения ребенка в общение с электронной игрушкой, но и должны помогать учиться контактировать с другими людьми и с окружающим миром, чтобы малыш мог узнавать что-то новое. Электронные игрушки имеют колоссальные возможности для вовлечения детей в игру, и, в первую очередь, детей с более высоким сенсорным порогом, но очень важно, чтобы ребенок не ограничился обратной связью с цифровой игрушкой в ущерб реальному общению.
По материалам Medical Xpress
Источник: