В грустные, изнуряющие жизненные периоды многие люди обращаются к меланхоличной музыке, чтобы заглушить свои печали и почувствовать себя лучше. Исследователи из Университета Дарема (University of Durham) в Соединенном Королевстве и Университета Ювяскюля (University of Jyvaskyla) в Финляндии смогли точно определить три основных фактора, такие как «расслабляющая печаль», «погружающая печаль» и «волнующая печаль», характеризующие сильные эмоциональные реакции, которые испытывают люди с высоким уровнем эмпатии во время прослушивания музыки.
Незнакомая печальная музыка может вызывать положительные эмоции
Дело не только в том, что для слушателей грустная музыка символизирует чувство печали, но и в том, что для многих прослушивание печальной музыки – очень приятные переживания. В предыдущих исследованиях, которые изучали этот парадокс, потенциальные объяснения были связаны с текстами, воспоминаниями и регулированием настроения.
Большинство исследований были сосредоточены на хорошо знакомой слушателям музыке, которая, как говорят ученые, могла вызывать воспоминания и размышления над идеями, которые выражены в лирических текстах, или просто быть одним из способов получить от музыки приятные впечатления.
Однако описания сильных переживаний, связанных с музыкой, показали, что незнакомая инструментальная музыка тоже может вызвать слезы и сильные положительные эмоции без обращения к памяти или без влияния со стороны лирических текстов.
Новое исследование, отчет о котором был опубликован в сентябре 2016 года в издании «Границы в психологии» (Frontiers in Psychology), изучало типы эмоций, которые индуцируются незнакомой инструментальной грустной музыкой, и то, как люди могут погружаться в печаль с помощью музыки, которая не связана с какими-либо привычными воспоминаниями, с текстами песен и с контекстными ассоциациями.
Предполагалось, что парадоксальное удовольствие от музыки, индуцирующей печаль, не имеет ничего общего с грустью, кроме весьма опосредованного чувства погружения в меланхолию. Оказалось, что степень удовольствия и интенсивности эмоциональных реакций на грустную музыку связаны с личными чертами, такими как высокая эмпатия.
Эмпатическая отзывчивость (сопереживание окружающим) и степень наслаждения печальной музыкой указывает на то, что в эмоциональных качествах печальной музыки есть нечто, что апеллирует к слушателям и зацепляется их.
Тоомас Эерола (Туомас Eerola), доктор философии, профессор музыки в Университете Дарема, вместе с коллегами воспользовались репрезентативной выборкой людей, проживающих в Финляндии, использовав для этого информацию, которая содержится в Статистическом управлении Финляндии. В общем в исследование были включены 102 человека, возраст которых находился в диапазоне от 20 до 67 лет, при этом 65 участников были женщинами.
Погружение в печаль позволяет погрузиться в наслаждение
На протяжении всего исследования все участники носили прикрепленные физиологические датчики, которые записывали пережитые эмоции. Участникам проигрывали 8,5-минутный фрагмент инструментальной музыки (проверенный ранее на способность вызывать печаль) в качестве незнакомого индуцирующего печаль стимула.
Ученые измеряли настрой участников до и после прослушивания музыки с помощью программы «График позитивных и негативных влияний» (Positive and Negative Affect Schedule (PANAS)). Участникам предложили самостоятельно предоставить рейтинги эмоций, которые они воспринимали и чувствовали во время прослушивания музыки, независимо от того, вызывала ли эта музыка эмоциональный отклик и насколько сильной была реакция.
Участникам также показали картинки с изображением лиц без определенного выражения и просили, используя пять положений бегунка на шкале, оценить эмоции, которые были выражены на изображенных лицах: нежность, грусть, страх, гнев и безучастность.
Результаты показали, что незнакомая инструментальная грустная музыка ассоциировалась у слушателей с сильными эмоциональными реакциями, которые характеризуются тремя факторами, такими как расслабляющая (релакс) печаль, погружающая печаль и волнующая печаль.
Расслабляющая печаль описывается как пробуждение миролюбия и положительной валентности, в то время как волнующая печаль связана с тревогой, страхом и отрицательной валентностью. Наиболее значимой оказалась погружающая печаль, которая передает печальные переживания, включающие чувство меланхолии, движимое симпатией, которое воспринимается как печаль.
Расслабляющая печаль и погружающая печаль получили самые высокие оценки, а фактор, который в наибольшей степени относится к отрицательным эмоциональным переживаниям, такой как волнующая печаль, получил самую низкую оценку.
Авторы исследования говорят, что вполне возможно, что эти виды сильно негативных переживаний, которые иногда навеиваются грустной музыкой, неразрывно связаны с личными воспоминаниями, и, таким образом, их редко испытывают в связи с прослушиванием незнакомой печальной музыки. Трехфакторная структура, которую получили в этом исследовании, несмотря на небольшие различия в классификации и интерпретации различных факторов, согласуется с результатами еще одного недавнего исследования.
Художественный посыл способствует погружению в печальные переживания
Ученые измеряли физиологические показатели эмоций (электродермальная активность и вариабельность сердечного ритма), которые испытывали участники, а также печали, чтобы добавить информацию, полученную с помощью датчиков, к самоотчетам об эмоциях, которые зачастую связаны с погрешностями в оценке собственного эмоционального состояния.
Физиологические показатели позволили получить данные, которые показали, что во время прослушивания музыки активность симпатической нервной системы участников была выше, чем до начала экспериментов. Доктор Эерола говорит, что это говорит о том, что прослушивание незнакомой грустной музыки не просто вызывает расслабление, но и приводит к увеличению эмоционального возбуждения.
Задание по определению выражения лиц, изображенных на картинках, подтвердило, что участники, которые сообщили о волнующей печали, переживали более негативное эмоциональное состояние и в результате показали уменьшение ощущения счастья. Однако, хотя люди, которые имели высокие оценки погружающей печали, возможно, испытали печальное эмоциональное состояние, но переживания не были определены как негативные, в отличие от людей, которые описывали волнующую печаль.
Наиболее предсказуемыми переживаниями, которые возникали при погружающей печали, были игра воображение и эмоциональное восприятие, что наводит на мысль о том, что тенденция к участию в художественном посыле и тенденция к улавливанию эмоций других людей вносит свой вклад в переживания, которые связаны с погружающей печалью.
Исследователи отмечают, что хотя другие исследования изучали, как определенные фоновые переменные вносят свой вклад в наслаждение грустной музыкой и в эмоциональные реакции, которые они индуцируют, но новое исследование изучало фоновые переменные более глубоко.
В настоящем исследовании фоновые переменные, которые были представлены в предыдущих исследованиях, таких как ностальгия, предрасположенность и восприятие, не были значимыми показателями эмоциональных факторов. Авторы говорят, что в этой работе они продвинулись вперед в понимании парадоксального наслаждения музыкой, вызывающей грусть, поскольку свели к минимуму внешние причины эмоций, обнаружив основные виды испытываемых эмоций. Самое главное, что сильная приятная реакция на грустную музыку ассоциирована с эмпатией до такой степени, что можно было даже диагностически определить тех, кто получает удовольствие от печальной музыки, а кто не получает.
Ученые пришли к выводу, что дальнейшие исследования смогут разобраться, как моделирование негативных эмоций, таких как печаль, может привести к наслаждению вымышленным сюжетом. Результаты исследования могут также привести к более обоснованной практике арт-терапии и реабилитации людей с расстройствами настроения, депрессией и тревожными расстройствами.
По материалам Medical News Today
Источник: