Чтобы
увеличить время на физическую активность, которая так важна для поддержания
здоровья, можно каждый день проходить пешком хотя бы часть пути на работу.
Однако, как бы ни было полезно ходить пешком, прогулка вдоль оживленной трассы
врядли может принести ожидаемую пользу, так как воздух у дороги насыщен
вредными веществами, которые попадают в атмосферу вместе с выхлопными газами.
Как известно,
пиковые уровни твердых частиц, содержащихся в выхлопных газах, таких как сажа,
попадают в наш организм в период, когда мы стоим у дороги, ожидая возможности
перейти на другую сторону. Можно ли избежать пагубного влияния автомобильных
выхлопов, особенно пиковых уровней частиц, загрязняющих воздух, чтобы получить
ожидаемую пользу от пешей прогулки? Ученые пришли к выводу, что можно, и
подсказывают, как это сделать.
Чтобы избежать пиковых уровней
загрязнений воздуха, стоит ходить по тихим улочкам
Интернет-издание
Medical Xpress рассказывает о новом исследовании, которое было представлено на
Международном конгрессе Европейского респираторного общества, 2015 (European
Respiratory Society’s International Congress, 2015). Эта научная работа
показала, что, добираясь на работу пешком, лучше ходить по тихим боковым улочкам,
а не вдоль основных дорог, так как это поможет избежать воздействия пиковых
уровней загрязнения воздуха.
Сажа –
это продукт неполного сгорания топлива в автомобилях с дизельным двигателем, и
она считается одним из основных компонентов, загрязняющих атмосферный воздух. Как
известно, попадание сажи в организм человека связано с развитием различных
респираторных заболеваний, таких как астма, а также с развитием сердечно-сосудистых
заболеваний.
Ли Кох(Lee Koh), научный
сотрудник Института Близард в Лондонском университете королевы Марии (Blizard
Institute at Queen Mary University of London) в Великобритании, чтобы измерить
уровень твердых частиц черного углерода (сажи), использовала ручной монитор,
который надевали во время прогулки пешком вдоль дороги между Уайтчепелом на
востоке Лондона в Мургейте. Этот район расположен близко от центральной части
Лондона и считается одним из наиболее загрязненных в мегаполисе. Прогулки
совершались вдоль основных дорог в промежуток между 16.00 и 19.00 часами. Затем
ученые с помощью планировщика городского пешеходного маршрута составили план пешеходной
прогулки по тихим боковым улицам, чтобы избежать участков с высоким уровнем
загрязнения воздуха.
Ли Кох
говорит, что ученые давно знают о том, что краткосрочное воздействие сажи коррелируется
с увеличением количества госпитализаций, связанных с респираторными симптомами,
а также что долгосрочное воздействие этого вещества связано с обострениями и
увеличением распространенности астмы. Так как Лондон – это один из самых
загрязненных выхлопами автомобилей городов в Европе, исследователи хотели найти
способ, который бы помог людям уменьшить поглощение этого вредного для здоровья
вещества. Ученые также хотели увидеть, могут ли маршруты пешеходных прогулок,
проложенные по более тихим улицам, удаленным от основных трасс, помочь избежать
воздействия пиковых уровней загрязнений.
По
мнению Кох, это небольшое исследование показало, что воздействия пикового
уровня сажи, можно избежать, если люди будут предпочитать ходить по маршрутам,
проложенным по более тихим улицам.
Средние уровни загрязнения
воздуха сажей возле трасс и на тихих улочках не слишком отличаются, тогда как
пиковые уровни имеют статистическую значимость
В период
с февраля по май по каждому установленному маршруту совершалось по шесть пеших
прогулок, во время которых производились измерения уровня сажи в атмосферном
воздухе. За каждые пять минут прогулки вдоль оживленной трассы усредненные показатели
уровня этого вещества составляли от 3339 до 6995 нанограммов сажи на кубический
метр. При ходьбе в то же время суток по более спокойному маршруту измерения варьировались
в диапазоне от 2555 до 5854 нанограммов сажи на кубический метр за каждые пять
минут, что, хотя и было несколько ниже, чем во время прогулки вдоль оживленной
трассы, но эта разница не была статистически значимой.
Однако Кох
также обнаружила, что в пиковых уровнях сажи статистически значимая разница
между этими двумя маршрутами все же существует. И эта разница объясняет, когда
мы можем подвергаться именно пиковым уровням загрязнений. Например, это
происходит, когда мы останавливаемся, чтобы подождать, когда мы сможем безопасно пересечь оживленную дорогу. То
есть в то время, когда человек стоит у дороги, он подвергается более высокому
уровню загрязнения, чем во время ходьбы недалеко от дорожного движения.
Если при
ходьбе по боковым улицам вообще не было никаких пиковых уровней воздействия
сажей, то во время ходьбы вдоль оживленной трассы были случая, когда уровни сажи
превышали 10 000 нанограммов сажи на кубический метр за каждые пять минут.
Наиболее низкий уровень пикового загрязнения начинался от 10 209 нанограммов
сажи на кубический метр за каждые пять минут, а наиболее высокий достигал до 10 454 нанограммов сажи на кубический метр
за каждые пять минут.
Содержание
мелких частиц, загрязняющих воздух, известных как PM2.5 (твердые частицы, в состав
которых входит и сажа, в диаметре не превышают 2,5 микрометров), регламентируется
Индексом ежедневного качества воздуха в Великобритании. Показатели мелких
частиц не должны превышать 35 000 нанограммов сажи на кубический метр на
протяжении периода в 24 часа.
Кох
говорит, что это исследование показывает, чтобы уменьшить воздействие пиковых
уровней твердых частиц (в основном сажи, выбрасываемой дизельными автомобилями),
следует ходить по маршрутам, где воздух менее загрязнен, то есть по боковым
тихим улицам. А все действия правительства должны быть направлены на дальнейшее
улучшение качества воздуха в городах.
По материалам Medical Xpress
Источник: