Детские рисунки указывают на уровень интеллекта у подростков

Многие родители очень гордятся тем, что их малыши много рисуют, и развешивают помещенные в рамки детские рисунки на стенах своих квартир, а также дарят бабушкам и дедушкам, чтобы они также могли постоянно наслаждаться творчеством своих внуков. Но многие ли родители обращают внимание на то, как и что, рисуют их дети?

Многие ли родители готовы проанализировать результаты творчества своего малыша с точки зрения психологического и интеллектуального уровня развития ребенка? Скорее всего, не слишком многие мамы и папы осознают, что обычный детский рисунок может многое рассказать не только о сиюминутном настроении малыша, но также и об уровне его интеллекта, и о перспективах когнитивного развития ребенка после достижения им подросткового возраста.

Психологи уже давно используют детские рисунки для того, чтобы определить психологическое состояние малышей, которые еще не достигли школьного возраста, впрочем, как и более старших детей. Согласитесь, гораздо проще попросить трехлетнего или четырехлетнего малыша нарисовать то, что он хочет, а не задавать какие-то вопросы, на которые ребенок может не захотеть или просто постесняться отвечать.

Известно, что цветовая гамма детских рисунков может многое рассказать специалисту о психологическом состоянии малыша, так как игнорирование ярких цветов может указывать на то, что малыш переживает психологический дискомфорт. Если же основной цвет, который использует ребенок, черный или серый (конечно же, если причина использования этих цветов не кроется в том, что под рукой у ребенка есть только эти карандаши), родителям самое время пересмотреть методы своего воспитания.

Использование только этих цветов указывает на подавленное, угнетенное состояние ребенка, на его неспособность радоваться жизни из-за крайнего дискомфорта, который он чувствует в своей семье.

Детский рисунок может также рассказать об уровне развития интеллекта ребенка, ведь в определенном возрасте каждый ребенок, вне зависимости от своих творческих способностей, должен прорисовывать конкретные особенности того предмета, который он изображает на бумаге, будь то одушевленный предмет, например, человек или животное, или же неодушевленный, такой как дом или дерево. Если малыш после достижения четырех-пяти лет не прорисовывает на изображаемых им предметах мелкие детали, родителям не стоит думать, что из малыша вырастет художник-примитивист или абстракционист.

Чрезмерно примитивные рисунки ребенка, который уже приближается к четырем годам или уже перешагнул этот возрастной порог, могут указывать на недостаточное интеллектуальное развитие малыша.

Отсутствие мелких деталей на рисунках детей после достижения определенного возраста указывает на то, что родители должны показать малыша специалисту, так как детский психолог может подкорректировать методы воспитания и, возможно, назначить ребенку посещение специальных развивающих занятий. Но стоит обратить внимание, что значение имеют не конкретные способности к рисованию, поскольку далеко не у всех людей есть талант, а именно то, насколько детально передает ребенок отдельные мелкие особенности предмета.

Чтобы определить уровень развития интеллекта ребенка, ученые используют специальный тест, во время выполнения которого ребенок должен простым или черным карандашом нарисовать фигуру человека. Затем, исходя из того, насколько много конкретных элементов фигуры человека нарисовал ребенок, ученые определяют уровень развития его интеллекта.

Британские ученые предположили, что рисунки, выполненные ребенком в четыре года, могут предсказать уровень развития интеллекта подростка. Чтобы понять, на самом ли деле эта связь существует и на какой основе она возникает, ученые провели исследования и получили весьма и весьма интересные результаты.

Рисунки детей и уровень интеллекта подростков находятся под влиянием генов

Интернет-издание MedicalXpress рассказало о новом исследовании, которое провели ученые из Королевского колледжа в Лондоне (King’s College London). Отчет об этом исследовании был опубликован в августе 2014 года в научном журнале «Психологическая наука» (Psychological Science). Ученые попытались выяснить, могут ли рисунки четырехлетних детей быть показателями уровня интеллектуального развития подроста в четырнадцать лет.

Британские ученые изучили данные 7 752 пар идентичных и неидентичных близнецов (всего 15 504 детей), которые принимали участие в исследовании, профинансированном Советом Медицинских исследований (Medical Research Council). Эта научная работа, которая проводилась под называнием «Исследование раннего развития близнецов» (Twins Early Development Study), обнаружила, что связь между детскими рисунком и развитием интеллекта в более позднем подростковом возрасте находится под непосредственным влиянием генов.

Исследование

В начале исследования, чтобы провести тест «Draw-a-Child» (Нарисуй ребенка), ученые попросили родителей, дети которых достигли четырехлетнего возраста, предложить своим детям нарисовать карандашом человеческую фигуру и принести эти детские рисунки для детального оценивания. Каждый рисунок оценивался в диапазоне между 0 и 12 баллами — в зависимости от наличия и правильного количества функциональных особенностей человека, таких как голова, глаза, нос, рот, уши, волосы, тело, руки и так далее.

Например, рисунок человека с двумя ногами, двумя руками, телом и головой, но без черт лица оценивался не выше четырех баллов. Помимо оценивания детских рисунков, исследователи провели вербальное и невербальное тестирование интеллекта детей в возрасте четырех лет, а затем еще раз, после достижения этими детьми четырнадцатилетнего возраста.

Исследователи обнаружили, что чем выше был балл при тестировании детского рисунка, тем более высокие баллы были набраны ребенком во время тестирования уровня интеллекта как в возрасте четырех, так и в возрасте до 14 лет. Корреляция между рисунком и интеллектом в возрасте четырех лет (коэффициент 0,33) и в возрасте 14 лет (коэффициент 0,20) была умеренной, но статистически значимой.

Доктор Розалинда Арден (Rosalind Arden), ведущий автор статьи, сотрудник Центра Социальной, генетической и эволюционной психиатрии (Social, Genetic and Developmental Psychiatry Centre) в Институте психиатрии при Королевском колледже Лондона (Institute of Psychiatry at King’s College London), говорит, что тест «Draw-a-Child» был разработан в 20-х годах двадцатого столетия таким образом, чтобы с помощью детского рисунка можно было оценить интеллект ребенка. Так как ученые считают, что то, как рисует ребенок в возрасте четырех лет, связано с уровнем развития интеллекта ребенка в этом же возрасте, результаты исследования удивили ученых. Эта научная работа показывала корреляцию (взаимосвязь) между детским рисунком с уровнем его интеллекта даже спустя десять лет.

Доктор Арден объясняет, что хотя корреляция умеренная, но результаты исследования очень интересны, хотя они и не означают, что родители должны беспокоиться, если их ребенок рисует плохо. Способность к рисованию не определяет уровень интеллекта, так как существует бесчисленное множество факторов, как генетических, так и экологических, которые влияют на развитие интеллекта в дальнейшей жизни.

Связь между рисунками детей и развитием интеллекта в подростковом возрасте указывает на генетическую основу этой связи

С помощью детских рисунков, которые были сделаны парами близнецов (как идентичных, так и неидентичных), исследователи измерили также и наследственную связь. Как известно, у идентичных близнецов все гены одинаковые, а у неидентичных близнецов одинаковых генов только около 50 %. Однако, несмотря на эти различия, каждый близнец из пары имеет одинаковое воспитание, семейное окружение и доступ к одним и тем же материальным ценностям.

Оказалось, что в целом рисунки однояйцевых близнецов, которые были сделаны ими в возрасте четырех лет, были похожи друг на друга в значительно большей степени, чем рисунки неидентичных близнецов. Таким образом, исследователи пришли к выводу, что различия в детских рисунках имеют генетическую основу. Они также обнаружили, что связь между рисунками детей в возрасте четырех лет и уровнем развития интеллекта в 14 лет также имеет генетическую основу.

Доктор Арден объясняет, что это вовсе не означает, что у человека есть ген рисования, так как способность ребенка к рисованию формируется из многих других способностей, таких как наблюдательность, управление карандашом, глазомер и так далее. Исследователи пока еще далеки от того момента, когда они смогут всесторонне понять, каким образом гены оказывают влияние на все эти различные типы поведения.

Доктор Арден также добавляет, что рисование – это древнейшее из проявлений человеческого поведения, которое человек начал использовать еще более 15 000 лет назад. С помощью рисунка мы пытаемся показать кому-то еще, на что способен наш разум. Способность воспроизводить фигуры представляет собой уникальные человеческие способности и возможности и вполне может считаться признаком наших когнитивных способностей. Таким же образом действует и письменность, в которую трансформировалось желание человеческого вида сохранять информацию и строить цивилизацию.

По материалам MedicalXpress

Источник: nebolet.com

Оцените статью